Епископ Гатчинский Амвросий. Культурно-исторический контекст духовно-нравственного воспитания личности

ep_amvrosiy

На открытии окружного этапа Международных Рождественских чтений «Межрегиональные Знаменские образовательные чтения» с участием епархий и субъектов Северо-Западного федерального округа глава Отдела религиозного образования и катехизации, ректор СПбПДА епископ Гатчинский Амвросий озвучил свой доклад на тему: «Культурно-исторический контекст духовно-нравственного воспитания личности».

Уважаемый Василий Николаевич!

Уважаемая Ольга Владимировна!

Дорогие участники Рождественских чтений в Санкт-Петербурге!

 Сегодня в преддверии празднования  в честь известной всему миру иконы Божией Матери «Знамение», древнерусский подлинник которой хранится в Софийском соборе Великого Новгорода,  а чтимый список пребывает в храме  Санкт-Петербургской духовной академии, мы впервые в нашем городе проводим Рождественские образовательные чтения.  Столь представительный форум становится особенно актуальными сейчас, в связи с введением в следующем учебном году в общеобразовательных школах предмета  «Основы религиозных культур и светской этики», один из модулей которого предполагает изучение «Основ православной культуры».  Нам представляется, что знание той культуры, которую на протяжении веков созидала Церковь,  является насущной потребностью каждого образованного человека, а духовно-нравственное воспитание составляет неотъемлемую часть современного педагогического процесса.

 Мысль о том, что религиозное вдохновение лежит в основе как творческих достижений, так и нравственного совершенства Александр Пушкин  выразил так: «Религия создала искусство и литературу; все, что было великого в самой глубокой древности, все находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра…».  Соответственно, чтобы понимать великое наследие мировой и российской культуры, человек должен быть знаком с духовной традицией. Совершенно ясно, что восприятие пришедших на экскурсию в Эрмитаж или Русский музей  школьников, прошедших курс ОПК, будет отличаться  от восприятия их ровесников, незнакомых с сюжетами Библейской истории.  Великая русская литература так и останется не до конца осмысленной,  если читатель не узнает о тех Евангельских идеях, которыми вдохновлялись ее творцы. Более того,  не только классические формы искусства, но даже современный кинематограф,  в своих лучших проявлениях, несет в  себе аллюзии на Евангельские тексты. То есть без знакомства с христианской культурой сегодня трудно представить образованного человека.

Но, конечно, подлинная культура невозможна без воспитания нравственных качеств.  Именно Церковь в культурно-историческом процессе формирования Российского общества  воспитывала в человеке любовь и сострадание к ближнему,  побуждала к делам милосердия.  Выработанные церковной культурой этические нормы,  эстетические идеалы, правила  и обычаи доныне продолжают жить в нашем обществе и введение в будущем году модуля «Основы православной культуры» в рамках ОРКСЭ поможет школьникам вырастать людьми,  знающими свою историю и созидающими свою культуру.

  Стоит ли говорить о том, как важна личность педагога и его профессионализм.  Ведь именно учитель может либо открыть для ребенка красоту  того или иного предмета, либо же на долгие годы вызвать по отношению к нему негативные чувства. Особенность же ОПК еще и в том, что данный предмет затрагивает духовные,  психологические и мировоззренческие основы личности, поэтому так важно, чтобы преподаватель православной культуры был действительно, не понаслышке, знаком с нею.  Мы надеемся, что в подготовке преподавателей ОПК, или другого модуля по предмету ОРКСЭ  – Основ мировых религий (который включает в себя знакомство с христианством и православием) существенной помощью станет недавно подписанный договор  о сотрудничестве между Отделом религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии и Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования.

  Конечно, Церковь отделена от государства, но она не отделена от общества, которое нуждается в ее многовековом опыте.  Не может быть отделена от общества и наша история, которая неразлучно связанна с Православной Церковью.

Хорошим примером  сотрудничества школы и Церкви могут служить проведенные в двенадцати школах нашего города уроки «Казанский собор – памятник Российской воинской славы»,  посвященные двухсотлетнему юбилею Казанского собора, шедевра мирового зодчества и украшения нашего города.  Храм представляет собой синтез всех искусств, в нем воедино соединились прошлое и настоящее – история и культура.  С Казанским собором связанны имена Пушкина,  Чайковского, Мандельштама,  Кутузова, Барклая де Толли. А  Казанская икона  Божией Матери напоминает о славных страницах Русской истории – народном ополчении и освобождении Москвы в XVII веке. Таким образом, рассказ об одном только храме нашего города послужил  поводом рассказать об очень многих и значимых событиях нашей истории. Во многих школах учителя и школьники выражали желание сделать подобные встречи регулярными.

  Хочу представить Вашему вниманию еще несколько примеров сотрудничества светской педагогики и православной культурологии. Петербургский педагог Любовь Югрина разработала «Детский образовательный календарь»,   посвященный культурным традициям празднования Рождества и Пасхи. Цель ее проекта – приобщить российских детей к традиции и заложить основу нравственного восприятия мира в интересной, игровой и увлекательной форме.  Получив в подарок такой календарь,  каждый день ребенок открывает последовательно по одному окошку и обнаруживает буклет — сложенный лист со списком добрых дел,  которые стоило бы в этот день совершить, библейской историей, стихотворением, пожеланием и описанием рождественских или пасхальных традиций.

  В этом году впервые, в рамках духовно-просветительского проекта «Православный детский календарь», пройдет акция «Подари Рождественское чудо». Она будет способствовать формированию знаний о православной культуре,  будет иметь образовательную и воспитательную ценность для как для детей, так и для взрослых. Данный проект реализуется при поддержке Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии , Благотворительного фонда «Православная Русь», информационного ресурса «Вода Живая», Радио «Балтика» и телеканала СТО.  Десять тысяч детей (воспитанников детских домов, детей-инвалидов и пациентов больниц, а также детей из малоимущих семей) получат подарки несущие развивающий и культурообразующий характер.

  Хотелось бы также сказать об успешной образовательной деятельности на основе российских традиций, начатой еще в дореволюционную эпоху и сегодня продолжающейся в Школе народного искусства Императрицы Александры Федоровны.  Это школа предлагает детям качественное среднее образование и православное воспитание,  осуществляет профессиональную подготовку художников традиционного прикладного искусства.  Недавно я посетил эту школу, видел счастливые лица детей, занятых изучением традиционных ремесел и рукоделия  и лишенных печального влияния современной антикультуры и распространившегося порока.

  Церковь может предложить школе и обществу другие формы взаимодействия. На сегодняшних секциях Чтений в АППО будет представлено два доклада наших священнослужителей,  один из них посвящен совместному проведению трех праздников,  которые являются одновременно и церковными и государственными — это Рождество  Христово, День славянской письменности и культуры, День  народного единства. Еще один доклад будет посвящен, столь важным для нашего общества, семейным ценностям.

  Участие Церкви в процессе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения представляется нам органичным возвращением к искусственно прерванной в XX веке традиции.  Ведь это Церковь, в лице святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, дала нашей Родине алфавит,  первое на Московской Руси высшее учебное заведение – «Славяно-греко-латинскую академию» основали православные учителя – братья Лихуды, а одной из первых печатных книг, появившихся на нашей земле, стала книга Церкви –  Острожская Библия. Это Церковь явила всему миру чудо русской иконописи и это Церковь создала  храм Покрова Богородицы на Нерли и собор  Василия Блаженного. На протяжении тысячи лет лучшие сыны государства Российского: святые князья, преподобные, святители, военные  и политические деятели, писатели и художники воспитывались Церковью на основании Евангельских заповедей. И сегодня Церковь готова помогать молодым людям в поиске нравственных ориентиров,  чтобы нынешние поколения школьников вырастали достойными детьми своего Отечества.

  Современная общественно-политическая ситуация ставит перед нами новые вызовы. Мы видим, что по всему миру, и в Европе и на Востоке, прокатываются волны  молодежных волнений и беспорядков. Молодые люди, лишенные духовно-нравственного стержня,  не знакомые с этическими нормами, водимые своими страстями, легко становятся нарушителями общественного порядка,  а зачастую и совершают преступления. В этой связи на всех нас – и педагогах, и священниках — лежит ответственность:  помочь молодым людям увидеть в жизни смысл и найти в ней свое место. Церкви есть, что сказать сегодняшним школьникам, потому что заповеди, которые провозглашает она, даны всем и навсегда, они были актуальны две тысячи  лет назад,  когда только начиналась история Церкви, и до сих пор они обращены к сердцу каждого человека, и каждого могут научить жить в мире и гармонии.

  В заключение мне хотелось бы поблагодарить Правительство нашего города в лице вице-губернатора Василия Николаевича Кичеджи за всестороннюю поддержку сегодняшних Чтений, а также Комитет по образованию и лично Ольгу Владимировну Иванову за успешное сотрудничество в организации и проведении регионального этапа  VI Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». В этом году две конкурсные работы от Санкт-Петербурга впервые стали победителями на Общероссийском уровне, и будут отмечены наградами на Рождественских Чтениях в Москве в январе 2012 года.  Также хочу выразить надежду на дальнейшее плодотворное соработничество. Чтобы в нашем городе, по праву носящему звание «культурной столицы», новые отношения, возникшие между школой и Церковью и выразившиеся в новом  школьном предмете «Основы православной культуры» могли бы служить примером для всех регионов России.


Опубликовано 09.12.2011 | Просмотров: 240 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter