Епископ Амвросий. Аскеза – важнейшее условие становления личности христианина

Епископ Амвросий. Аскеза – важнейшее условие становления личности христианина

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Христианами становятся, а не рождаются», — сказал некогда Тертуллиан.

Время Великого поста, дорогие братья и сестры, является особым периодом становления каждого из нас именно как христиан.

Взросление человека не происходит вмиг, раз и навсегда. Становление личности происходит не сразу. Мы часто видим, как не всегда фактический возраст по паспорту соответствует интеллектуальному, моральному, психологическому облику личности человека. Люди в одном и том же физическом возрасте нередко в корне отличаются друг от друга. И наоборот: один еще юн, но уже умен, силен духом, серьезен, пользуется заслуженным авторитетом и уважением, другой же, вроде бы и значительно старше, но еще «ветром колеблем», легкомыслен, несерьезен, не зрел.

Становление личности человека требует и духовного роста в соответствии с «паспортным» возрастом. В этом становлении нашел свое место и прочно утвердился христианский аскетизм. Для большинства современных людей слово «аскеза» является некомфортным, подозрительным, даже абсурдным. Увы, непостижимо оно и для немалого числа христиан.

Почему же пугает людей аскеза, которая означает не что иное как «упражняться», «подвизаться»? Ведь и спортсмен, и воин, и музыкант, и художник – все должны оттачивать свое мастерство, упражняться в своем деле, чтобы достичь высокого уровня. Они методично работают над совершенствованием себя, повторяют много раз упражнения, делают немалые усилия, чтобы приобрести навык.

Христианская жизнь, будучи возрождением к новой жизни, жизни во Христе, сообразованием собственной жизни с путем, который предлагает нам Евангелие, требует приобретения навыков, которые не даются при рождении, таких как молитва, смирение, любовь к врагу, видение своих грехов, то есть всего того, чего невозможно добиться без постоянной практики, много раз повторяемых аскетических упражнений, волевых усилий – всего того, что дарит нам в качестве огромных аскетических возможностей Великий пост.

К сожалению, миф о спонтанности, сиюминутном результате без всяких усилий, который довлеет над современной культурой, встает на пути духовного взросления человека, как серьезная преграда, и заслоняет собой понимание необходимости аскезы для духовного роста личности.

Сегодня в западном христианстве практически упразднена церковная практика поста.

Пост, который накладывал на себя богоизбранный народ, пост, который был неотъемлемой частью жизни пророков и предложенный человечеству Христом, становится все более редким и менее востребованным, чем в былые времена.

Нельзя тешить себя надеждой, что посту, в разных его формах и масштабах, который на протяжении веков разрабатывала, сохраняла и передавала христианская традиция, можно найти равноценную замену. Пост учит нас постигать, распознавать и умерять свои аппетиты в совершенно разных сферах наших греховный привычек и страстей, но постигаем мы это с помощью обуздания единственного жизненно важного аппетита: лишения себя того, пожалуй, единственного, с чем связано физическое существования человека – пищи. Ведь именно с пищей связан первый контакт новорожденного с внешним миром: для него мать – это источник еды, а следовательно, жизни. Но вместе с молоком матери ребенок поглощает и многое другое: голоса, звуки, запахи, формы. Это означает, что смысл поста объединяет в себе аскетические упражнения, касающиеся комплексного подхода к воздержанию от пищи и всего того, что входит в человека через его чувства, что заполняет его эмоциональную сферу.

Увы, многие люди полагают, что пост не имеет существенного значения, и отказ от излишеств не является таким насущным, как пища, может его изменить. Такое христианство, отождествляющее себя с общественной моралью, рискует, упразднив пост, утратить вовсе свой смысл и соль.

В богопознании призван участвовать весь человек, состоящий из тела и из души.

«Пот и кровь» аскетических усилий располагают все человеческое существо к принятию Божия дара.

Здравая, без излишеств, христианская аскеза, в которой подвизается весь человек, является замечательным средством и прекрасной возможностью, данной нам с вами, дорогие братья и сестры, чтобы пройти в своем духовном становлении несколько ступеней познания самих себя и Бога.

Пусть же этот Великий пост с его духовными упражнениями поможет каждому из нас благодатью Божией преобразовать свою жизнь в замечательное произведение искусства, ибо цель аскетических усилий и состоит в том, чтобы жизнь христианина проходила под знаком красоты, которая в христианстве именуется святостью. Аминь.

Слово, произнесенное ректором Санкт-Петербургской православной духовной академии епископом Гатчинским Амвросием на вечернем богослужении в среду первой седмицы Святой Четыредесятницы.


Опубликовано 01.03.2012 | Просмотров: 201 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter