Екатерина Смирнова. Пение образ премудрости убо есть

znam

«Пение образ премудрости убо есть» — это изречение о церковном пении из рукописи Соловецкого монастыря стало эпиграфом вечера знаменного пения и богослужебного чтения, состоявшегося в актовом зале Санкт-Петербургской православной духовной академии 10 февраля 2012 г.

В древнерусском песнопении запечатлено единство Божественной красоты, богословской мудрости и искусство мастера-распевщика. Создавали это искусство премудрые риторы – средневековые распевщики (композиторы) и дидаскалы (учителя), книжники и певчие. Большинство из них не оставило своих имен, ибо творили они по закону Богодухновенного ангелоподобного пения. До наших дней древнерусские распевы сохранились в рукописных книгах, благодаря труду писцов, книжников и хранителей библиотек.

Творческий замысел концерта – представить наследие русского богослужебного пения и его жизнь сегодня в традиционной культуре единоверцев, в возрождающихся ныне знаменных клиросных хорах, в профессиональном творчестве ансамблей древнерусского пения. Эта просветительская задача обусловила необычайно разнообразный круг участников концерта, вкупе образовавших «певческий собор». В исполнении профессиональных коллективов, детских, клиросных и учебных хоров, а также носителей традиционной певческой культуры прозвучали избранные богослужебные песнопения из древнерусских рукописей XVII – XVIII веков и певческих книг, употребляемых за богослужением в единоверческих храмах.

В концерте встретились две фонетические редакции богослужебных текстов: наонное (раздельноречное) пение, бытовавшее в русское средневековье с XV по XVII века и сохранившееся в некоторых старообрядческих согласиях, и традиционная истинноречная редакция богослужебных текстов.

Церковные песнопения прозвучали в разных манерах пения: традиционной, восходящей к древности, передающейся «от учителя к ученику» в единоверческих приходах, академической хоровой школе и яркой и самобытной певческой манере, основанной на творческой интерпретации русской устной и письменной традиции, представленной ансамблем «Ключ разумения» и певческими коллективами Православного института религиоведения и церковных искусств.

Репертуар концерта раскрыл все многообразие и богатство певческих стилей Древней Руси. Прозвучал древний уставной знаменный распев, раскрывающий мелодическое разнообразие и «философскую премудрость» русского осмогласия, протяжное монастырское путное пение, «самый красный» (красивый) демественный распев, почитаемый современниками как наиболее искусный вид пения. Ранняя русская многоголосная традиция была представлена строчным и демественным многоголосием, истоки которого восходят к фольклорному подголосочному пению. В основу многоголосных композиций легли канонические церковные распевы – путный и демественный, оплетенные мелодической вязью подголосков.

Украшением концерта стала стихира Рождеству Христову знаменного распева с «аненайками» — вставными слогами «айненайни», своеобразной звукописью, украшающей пение. В исполнении клироса единоверческого прихода храма «Николы в Студенцах» (Москва) прозвучало песнопение-осмогласник «Свете Тихий». Осмогласник – это вершина творчества русских распевщиков, сложнейшая музыкально-поэтическая форма, распевающая богослужебный текст на музыкальные формулы-архетипы всех восьми гласов, насыщенная «фитами» — пространными вокализирующими песенными вставками.

В концерте прозвучало литургическое чтение на «погласицу» – древняя устная традиция богослужебного чтения на особые распевные формулы, изредка фиксируемая в старинных певческих рукописях. Эта традиция продолжает свою жизнь сегодня за богослужением в единоверческих храмах и сохраняет образцы архаичного интонирования.

Особую краску в концерт внесли духовные стихи –жанр внебогослужебного пения, возникший на Руси в конце XV века. В концерте были представлены два направления этого жанра — древние покаянные стихи, созданные в канонической знаменной традиции, и более поздние стихи «виршевой поэзии» с напевной льющейся мелодией, созданные в старообрядческой среде XVIII – XIX веков. Стихи покаянные и духовные были выбраны из древнерусских рукописей и впервые прозвучали в исполнении преподавателя факультета церковной музыки Православного института религиоведения и церковных искусств Анастасии Моревой.

Екатерина Смирнова,
научный консультант Международного фестиваля «Академия православной музыки»
Фото: Геннадий Титов


Опубликовано 14.02.2012 | Просмотров: 201 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter