Дмитрий Карпук. Простая вера русского народа

Дмитрий Карпук. Простая вера русского народа

Человек, который первый раз зашел в храм именно в этот момент, увидит проповедника, который стоит на амвоне и смотрит в храм. Взоры людей, присутствующих в храме, обращены в сторону алтаря. На его глазах разворачивается некое действие. Конечно, у этого случайного захожанина возникнет много вопросов и один из них – может быть самый простой, но, вместе с тем, и неожиданный – зачем мы все здесь собрались в этот чудный осенний будний день?

Чтобы искренне от всего сердца помолиться Господу Богу и Пресвятой Деве Марии? Или, может быть, чтобы соблюсти некую традиционную формальность? А может быть пришли сюда от безысходности, поэтому стараемся провести время в приятном разговоре с соседом, делая при этом все возможное, чтобы этого не заметил дежурный помощник? Все прозвучавшие и не прозвучавшие варианты, так и останутся вариантами. Истинные мотивы ведомы лишь Господу Богу. Вопрос о вере, о внутреннем мире каждого конкретного человека, вопрос достаточно интимный и деликатный. И поверхностные суждения о человеке лишь по некоторым его поступкам могут привести к глубоким заблуждениям.

Так, в начале XVII века один из греков, посетивших Москву, писал о православии в России: «Только на Москве и веры, что звонят в колокола много, а иного нет ничего. Грубовидный и варваровидный народ московский. Не суть сии православнии христиане».

Сложно сказать, что послужило поводом для такой резкой критики. Может не с теми людьми встречался, может милостыни получил не столько, сколько нужно было. Конечно, было на Руси Святой и ничем не оправданное обрядоверие, но было и другое. Обращение к этому другому, а именно к русской святости, говорит нам о глубоком понимании не просто основ, а сути православной веры. Свидетельством этому является установление праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Без сомнения, каждому из здесь присутствующих, в общих чертах известен сюжет этого события. Подвиг юродства подвижника из Константинополя по имени Андрей. Его совместная молитва во Влахернском храме вместе с учеником Епифанием. Чудесное явление Пресвятой Богородицы вместе с апостолами и святыми, Ее молитва и видимое заступничество в виде покрова, который Дева Мария распростерла над православными христианами.

Однако тому, кто попробует выяснить и сказать, когда именно произошло это событие, предстоит столкнуться с неожиданным сюрпризом. Один ученый относит это событие к набегу сарацинов на Царьград в начале X в., другой – к набегу руссов в середине века девятого, в самом житии события вроде бы можно атрибутировать пятым столетием. И все эти противоречивые мнения, как не парадоксально это будет звучать, имеют право на существование, несмотря на то, что до наших дней сохранилось и дошло порядка 110 древних рукописей жития святого юродивого Андрея.

С одной стороны, удивительное дело! Так много источников и так много вопросов! А с другой, а какая разница, когда именно произошло это событие, какая разница, кто именно нападал на Константиноград! Более того, совсем не важно, где именно это произошло. Суть праздника Покрова в другом. Нельзя говорить о Пресвятой Богородице и не говорить при этом о Ее заступничестве за людей перед Своим Сыном. Это так естественно и гармонично вытекает из всей Ее земной жизни, из всех Богородичных праздников, из праздников, посвященных Ее чудотворным иконам, что, кажется, установление праздника Покрова Пресвятой Богородицы должно было состояться уже в Древней Церкви.

Однако ни в Древней Церкви, ни в самой Византии этого не произошло. Что же касается русского народа, то, может быть, действительно, не совсем понимая нюансы богословия, те или иные аспекты, например, монофизитско-монофелитской полемики, он глубоко понял и осознал существо веры, и в лице святого князя Андрея Боголюбского установил в 1165 г. празднование Покрова Пресвятой Богородицы, праздник, неизвестный до сих пор в той стране, от которой русский народ воспринял святую православную христианскую веру.

Таким образом, малообразованный русский народ в самом начале своей христианской истории сделал то, что многообразованный народ Византии не сделал за свою более чем тысячелетнюю историю. Действительно, в восточной церкви нет праздника Покрова, более того, нет там и дня памяти святого юродивого Андрея! И что же получается? Неужели Покров и юродство, юродство и Покров Пресвятой Богородицы – это удел России, Русской Церкви?

Давайте обратим внимание не на Россию в целом, а на ее столицу. Москва – ее центром и, если хотите, визитной карточной является кончено же Кремль. А что же находится рядом с ним? В его ансамбле собор Василия блаженного или Покрова Пресвятой Богородицы! Еще один юродивый и храм в память заступничества Пресвятой Девы Марии! И где? В самом центре, в сердце России!

Конечно, можно говорить о случайности, но оставим это для людей неверующих или сомневающихся. Нам же надо говорить об удивительно-мистическом провиденциальном соседстве подвига юродства и свидетельства о заступничестве Богоматери. Действительно, явление Божией Матери было открыто не архиереям и священникам – превращающим зачастую свое служение в монотонное, но прибыльное ремесло; не книжникам, богословам, архивариусам – забывающими за своими бумагами и пыльными фолиантами истинного и живого Бога; не простому мирянину – не всегда помнящему о Боге в своей повседневной многотрудной и многообразной суете, а юродивому, блаженному. Т.е человеку, который для всех окружающих кажется сумасшедшим, но за этим сумасшествием стоит потрясающе искренняя, живая, непоколебимая вера, могущая не только горы ввергать в моря, но и, что важнее, исцелять покореженные человеческие души.

Может быть тогда и Россия, Русская Церковь, подобно юродивому, смеющимся над человеческим прогрессом и комфортом, в лице каждого из здесь присутствующих, должна не гнаться за последней версией смартфона и другими диковинками и новинками как Запада, так и Востока, а пойти своим особенным путем? Но идти своим путем не означает идти горделиво и пафосно, наоборот, смиренно, но твердо свидетельствуя о святой Православной вере Христовой. И тогда память Покрова Пресвятой Владычице станет не только воспоминанием о Ее святом заступничестве, но и призывом к нам свидетельствовать всем окружающим, что вера – не тягость, а радость о предоставленной возможности, которой уже завтра может не быть, еще раз вместе со своими единоверцами помолиться, побыть в присутствии и обратиться со словами, подумать только к кому, Творцу Вселенной, Господу Богу и Пресвятой Деве Марии!

Аминь!

Проповедь преподавателя духовной академии Дмитрия Андреевича Карпука за Божественной литургией в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова, произнесенная им 14 октября 2013 года.13


Опубликовано 14.10.2013 | Просмотров: 127 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter