Дмитрий Добыкин. О посте

Дмитрий Добыкин. О посте

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Подходит к концу первая неделя Великого поста. Возможно, для кого-то этот пост первый, для кого-то уже далеко не первый, но есть повод задуматься, зачем мы постимся, что такое пост и какова цель истинного поста. Вообще, зачем нам задавать такие вопросы? Из Священного Писания мы знаем, что человек должен возлюбить Господа всем разумением своим, т.е. человек должен задумываться, почему он так поступает и какие причины для этого.

Ответы на эти вопросы мы можем найти в записанном Слове Божием. Священное Писание предлагает много причин для поста, но, наверное, самая главная и самая первая – это покаяние. Покаяние в еврейском языке  обозначено словом «тшува», а дословной перевод слова «тшува» – возвращение назад, к Богу. Святой пророк Иоиль, обращаясь к народу, говорит: «так говорит Господь, обратитесь ко Мне в плаче, посте и рыдании» (Иоил 2:12). Покаяние невозможно без исповедования своих грехов и без смирения. В книге пророка Даниила говорится, что он молился в посте, пепле и вретище (Дан 9:3). Пепел и вретище в Священном Писании – символы глубочайшего покаяния, но покаяние, смирение и исповедание своих грехов  невозможны без молитвы. В книге Ездры сказано о том, что «мы постились и просили Господа, и Господь услышал нас» (1 Езд 8:23).

Соединение поста и молитвы в Священном Писание считается служением Господу. Именно таким образом служила Господу Анна, дочь Фануилова, и за свое служение удостоилась увидеть Младенца Христа в храме. Мы из Священного Писания знаем, что часто пост из покаяния и смирения превращался в некий пустой ритуал, служил средством для демонстрации благочестия. Именно такое ложное благочестие, лицемерие порицали пророки. Пророк Иеремия говорит: «И когда они будут поститься и молиться Мне, Я не услышу их» (Иер 14:12).

Что же такое настоящий пост? Об этом говорит пророк Исаия: «Вот пост, который Я избрал: разреши всякое ярмо неправды, и всякие узы расторгни, раздели хлеб твой с голодным, и на гола одень, бедного скитающегося введи в дом твой, и единокровного своего не презирай» (Ис 58:5-7). В данном случае единокровный — это бедный единоверец. Удивительны результаты такого истинного поста. Тот же пророк Исаия говорит: «И тогда откроется, как заря, свет твой, и правда твоя пред тобой приидет, и Господь будет сопровождать тебя. Ты воззовешь, и Господь услышит тебя, ты воззовешь, и Господь скажет: «вот Я»» (Ис 58: 8).

Среди многих христиан складывается мнение, что главное  – пост духовный. Однако в Новом Завете слово «постящийся» буквально означает «голодный,» т. е. связь поста телесного и поста духовного видна.

Мы постимся все вместе, всей Церковью. В Священном Писании есть примеры того, что нужно поститься вместе. Когда над народом Божиим нависла смертельная угроза, Эсфирь просила Мардыхая, чтобы он передал всему народу – поститься. И весь народ постился, и Господь спас его. В Послании к евреям сказано о том, что нас окружает «облак свидетелей», вере которых мы должны подражать (Евр: 12,1).

Вот несколько примеров истинного поста из Священного Писания. Постился святой пророк Моисей, когда получал Десятисловие, в Писании сказано, что он сорок дней не ел и не пил. Постился псалмопевец Давид, который совершил страшный грех, но он все равно прибег к посту и молитве. Нельзя не вспомнить жителей Ниневии, которые через пост и молитву спасли свой город от разрушения. Самый главный пример – это пост и учение о посте Господа нашего Иисуса Христа.

Во времена Христа сложилось мнение, что через пост человек дает увидеть,  во-первых, свое благочестие, во-вторых, всем своим видом он должен показывать, что ему этого не хочется делать, что пост – это неприятно. О таких людях говорил Господь через пророка Захарию: «Для Меня ли вы поститесь?» (Зах 7:6).

Учение Христа о посте в Нагорной проповеди радикально отличалось от общих представлений того времени. Господь говорил о том, что нужно умыться и помазать себя маслом. Вообще, так готовились к пиршеству, масло и умывание были символами радости. Какой радости? Радости от служения Господу.

Все мы понимаем, что пост – это большие искушения.  Наши искушения не похожи на те искушения, которые испытывал Господь наш Иисус Христос в течение сорока дней в пустыне, но что-то общее в них есть. Любой, кто постился, знает об искушениях плоти, об искушениях гордости перед теми людьми, которые не постятся, об искушении считать себя духовным человеком, который через пост может стяжать духовные дары. Однако, Тот, кто Сам быв искушаем, может искушаемым помочь, поможет и нам преодолеть все эти искушения.

Когда народ Божий был приведен Господом к горе Синай, чтобы увидеть Богооткровение, Моисей сказал им: «Омойте свои одежды» (Исх 19:10). Омывание своих одежд — это символ духовного очищения. Мы готовимся через пост увидеть воскресшего Господа и, достойно подготовив себя постом, мы действительно можем достойно встретить воскресшего Господа, слава Которому во веки веков. Аминь.

Проповедь преподавателя СПбПДА Д.Г. Добыкина на Божественной литургии в субботу первой седмицы Великого поста.


Опубликовано 12.03.2011 | Просмотров: 201 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter