Дионисий Хмыров. О христианском милосердии

14.10.2012_propoved_khmyrov_s

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который всегда с особым благоговением и с особой любовью почитается верующим народом Русской Православной Церкви, нашему вниманию предлагается рядовой евангельский отрывок, в котором Господь призывает нас к милосердию: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк 6:36).

Но задумаемся, о каком именно милосердии ведет здесь речь Господь? Ведь и язычники, и атеисты заботятся о своих детях и дают взаймы друзьям в трудную минуту?

Если посмотреть в греческий оригинал, то мы обнаружим, что слово «οικτιρμωνες» (иктирмонес), переведенное как «милосердные», связано с глаголом «οικτιρω» (иктиро) — сострадать, жалеть. В начале сегодняшнего зачала мы слышали слова Христа о том, что нам должно поступать с другими, как бы мы желали, чтобы поступали с нами. Более того, Господь дает заповедь о любви к врагам, которая кажется совсем противоестественной и невозможной.

Что же такое милосердие христианина? Оно вмещает сострадание к другим, как к себе самому и даже любовь к врагам! Каким образом? Подсказку дает сам текст Евангелия: мы должны научиться ставить себя на место другого, не только близкого, которого мы уже вместили в свое сердце, но и всякого человека, даже нашего врага. И поставив себя на место вот этого другого, мы очевидно будем способны хотя бы отчасти прочувствовать тяжесть и трудность его положения, болезнь его тела и души, как свои собственные, и проникнуться состраданием. Действительно, поскольку человеку свойственно жалеть себя самого, то в результате постановки себя на место другого в нашем сердце невольно родится некоторое милосердное сострадание к нему. Ведь даже враг, творящий очевидное зло, страдает, болеет душой, и если, отвлекшись от творимого им зла, почувствовать это, то станет возможным и пожалеть его в его состоянии.

«Ничто не может сравниться с этим благом милосердия», — говорит святитель Иоанн Златоуст. Милосердие – это отражение в делах человека Божественного милосердия. Господь сострадает людям не только тогда, когда они страдают безвинно, но и когда их страдания является результатом их собственных ошибок. Ему жалко всякого человека, даже самого последнего грешника. По подражанию безмерному сострадательному милосердию Божию христианская добродетель милосердия распространяется не только на родных по плоти или близких по духу, но и на все творение Божие.

Однако у библейского понимания милосердия есть еще одна весьма важная особенность, которая указывает на такие его признаки, как преданность и верность. В Ветхом Завете Бог являет Себя верным своим обещаниям, Который распространяет Свою милость на всех соплеменников Авраама. И несмотря на то что народ Израиля многократно впадал в грех отступничества, в ответ на его раскаяние Бог неизменно возвращал Израилю Свою милость.

Христос в Евангелии требует от нас только одно, кажется такое простое, но такое трудноисполнимое служение – милость и сострадание к человеку. Но эта милость в очах Божиих должна быть соединена с верностью и преданностью Ему как Источнику милосердия, испытанному нами на протяжении нашей жизни неоднократно.

Почему милосердие связано именно с преданностью и верностью? Прежде всего потому, что милосердие одно из главных качеств Самого Бога, Милосердие это, можно сказать, сам Господь Бог. Так, Господь Иисус Христос есть само воплощенное Милосердие и вся земная жизнь Его наполнена милостью к падшим, больным, нуждающимся в сострадании и заботе.

Когда мы совершаем милость ближнему, мы таинственно соединяемся с тем, кому благотворим. Если мы в чем-то помогаем человеку, то он удивительным образом перестает быть для нас чужим, становясь по-настоящему близким. И через это духовное породнение с человеком мы породняемся с самим Богом.

Будем же просить Бога помочь нам творить добрые дела в этой земной жизни, чтобы нам стать по-настоящему ближними другим людям, близким и далеким, чтобы научится сострадать всякому творению Божию. Будем помнить – если у нас не хватает внутреннего побуждения, внутренней силы, если сердцу недостает любви и доброты, то мы все равно должны стараться творить дела милосердия во имя верности Богу, прося Его возрастить во внутреннем сердечном саду нашем прекрасные и боголюбезные плоды милосердия. И пусть Пресвятая Дева, чей праздник мы сегодня чествуем, станет нам живым и деятельным примером Милосердия и сострадания ко всем живущим на земле. Аминь.

Проповедь аспиранта Санкт-Петербургской православной духовной академии Дионисия Хмырова, произнесенная в академическом храме на Божественной литургии в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 2012 года.


Опубликовано 14.10.2012 | Просмотров: 144 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter