Диакон Вадим Пантюхин. Брак между Сыном и Церковью

Диакон Вадим Пантюхин. Брак между Сыном и Церковью

Каждое воскресение мы собираемся вместе на пир, чтобы благодарить Бога за все Его деяния, чтобы увидеть тайну, и чтобы вместе причаститься Его Плоти и Крови. Нас ожидали, мы были призваны, чтобы разделить предложенную трапезу. «Он влечет их на брачный пир и удостаивает высочайшей чести» — говорит святитель Иоанн Златоуст.

Сегодня мы слышали евангельское чтение, притчу о званых на брачный пир. В нем рассказывается, как Царь дважды призывает своих поданных, своих любимых друзей разделить с ним его радость, его переживания. Он зовет их на брак Своего Сына. Но, что удивительно, эти близкие, эти друзья с легкостью отказываются от приглашения. Да, можно сказать в их оправдание, что в те далекие времена полагалось дважды звать на пир: сначала приглашенных уведомляли о предстоящем торжестве, а вторичное приглашение говорило о конкретном времени, но и после второго уведомления они не приходят. У иудеев есть аналогичная притча о том, как царь позвал своих слуг на пир. Одни оторвались от своих дел и работ, сразу оделись и пришли к воротам, чтобы, когда пригласят во второй раз, сразу прийти на пир. А другие слуги, зная о таком порядке, не удосужились переодеться в нарядные одежды, а продолжали работать, надеясь успеть все сделать в последний момент. Но когда царь призвал во второй раз, первые успешно пришли на пир, а кто безалаберно отнесся к призыву царя, остались ни с чем.

«Может ли что быть хуже такой непризнательности — быть зваными на брачный пир, и не придти? Кто не захочет пойти на брак, на брак царя, царя уготовляющего брак для сына?» За такую дерзость: убийство слуг и неверность, – царь реагирует соответственно, истребляет город, а на пир призывает незнатных, больных и нищих. А того, кто на пир приходит в небрачной одежде – изгоняет.

Святитель Иоанн Златоуст емко поясняет суть притчи, говоря: «Притча предвозвещает отпадение иудеев и призвание язычников и, кроме того, показывает правильный образ жизни, и то, какая казнь ожидает беспечных». Сам Господь наш Иисус Христос так объяснял это иносказание: Царь – Бог Отец, Сын – Иисус Христос, брак – союз с Церковью, званные – иудейский народ, убитые посланники – ветхозаветные пророки, а бродяги – язычники. Был у Бога народ, но отвернулся, не приняв Его зов. «Ты нам не нужен, – говорит богоизбранный народ, – мы можем прожить и обойтись без Тебя, Ты нам больше не Царь, не Глава и не Господин. Мы сами себе хозяева, мы сами будем властвовать и управлять своим миром. Мы не хотим делить с Тобой Твою радость».

«Все отвернулись от своего друга, потому, что нашли что-то, что их занимало больше дружбы, больше любви, больше верности» – говорит митрополит Антоний Сурожский. «И мы, – продолжает владыка, – нередко отказываем Богу разделить с Ним жизнь и радость Царства Небесного, выбирая собственные желания и стремления, довольствуясь только своей радостью и не впуская к себе». И причины всегда благовидные: заботы об имуществе, о родных. Как у тех, званных на пир. Все те же волы, все та же земля стоит на первом месте, а не Бог. «Эти причины «кажутся» благовидными, но пускай нас не удерживает необходимое, всему нужно предпочитать духовное» — говорит святитель Иоанн.

«Вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его, то вот, мы обращаемся к язычникам» (Деян 13:46) – говорится в Священном Писании об иудеях, о ветхозаветной Церкви. «Брачный пир готов, а званые не были достойны» (Мф 22:8) – слышим мы в Евангелии. Апостол Иоанн Богослов называет Христа «Женихом» (Ин 3:29), а апостол Павел обручил христиан «Единому мужу» (2 Кор 11:2), и «велика эта тайна, Христос и Церковь» (Еф 5:32).

Братья и сестры, нам оказана честь, быть сотрапезниками на пиру у Бога, нас созвали со всех дорог и распутий жизни, нас, бывших когда-то язычниками. Мы – Церковь – невеста Христова. Нас выбрали не по достоинству и не по качествам, нас призвали по благодати. Неужели мы ответим отказом, и не придем на пир?! Неужели мы будем больше облачаться во внешнюю одежду, и не будем заботиться о чистоте одежды души?! Теперь мы живем в городе Царя и нам надо думать, как сохранить в чистоте брачную одежду.

Проповедь студента II курса библейского отделения магистратуры Духовной Академии диакона Вадима Пантюхина, произнесенная в Неделю 14-ую по Пятидесятнице, 25.09.2016 года, за Божественной литургией в храме Двенадцати апостолов.


Опубликовано 25.09.2016 | Просмотров: 152 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter