Диакон Сергий Муравьев. Душеполезная Четыредесятница

Диакон Сергий Муравьев. Душеполезная Четыредесятница

Братья и сестры, мы приближаемся к концу Святой Четыредесятницы, которая завершается воспоминанием событий воскрешения четверодневного Лазаря.  И сейчас Церковь предлагает нам устремить свои взоры на Евангельские события предваряющие наступающее вступление в литургическое пространство Страстной Седмицы.

Для того, чтобы понять все глубину сегодняшнего Евангельского чтения, необходимо вернуться к началу поста – ко времени подготовительных недель. Каждая из них носит название согласное с Евангельскими событиями, на которых Церковь акцентирует наше внимание в этот период. Это недели «о мытаре и фарисее», «о блудном сыне» и «о Страшном Суде». Церковь дает нам незыблемые ориентиры, путеводные звезды, зафиксированные в Священном Писании. Последняя подготовительная неделя, вводящая нас в пространство святого поста, – это неделя, напоминающая нам, что наши прародители, Адам и Ева, были изгнаны из рая. Это еще раз акцентирует наше внимание на том, что грех всегда разделяет, всегда выводит за рамки богообщения, делая его крайне тяжелым.

Дав ориентир, Церковь уже непосредственно во дни Поста дает нам примеры, как “теорию” воплотить в “практике”, другими словами, как не сбившись проследовать по пути обожения. Этот принцип, опять же, отображен литургически – каждая неделя Великого поста затрагивает события, которые связаны с жизнью в пространстве Церкви, с жизнью в Святом Духе. Опыт Церкви раскрывается в Священном Предании через людей, вдохновленных Божией благодатью и последовавших за Христом. Это те люди, которые следовали ориентирам Священного Писания, полностью предав себя в руки Божии и явили собой Его славу. Святитель Григорий Палама, преподобный Иоанн Лествечник, преподобная Мария Египетская – это святые люди, которые своей жизнью явили воплощение Евангелия в этом мире. Их жизнь стала благой вестью всем нам, и Церковь напоминает нам об этом. Она напоминает нам о непрестанном действии Святого Духа, Который был открыт нам в «букве» Писания, а теперь открывается на скрижалях сердец этих святых.

В конце Поста, мы опять возвращаемся к Священному Писанию – к событиям воскрешения Лазаря.  Приобщаясь во время Поста к опыту Церкви, размышляя над нетварными энергиями и вспоминая аскетические подвиги, мы можем подумать, что чего-то достигли, побороли свои страсти, вышли на новый духовный уровень. Легко может создаться впечатление самодостаточности духовной жизни, которая станет не следствием нашего Богопознания, а самоцелью. Однако сегодня Церковь предостерегает нас от такого самодовольства и говорит, что в конце пути каждому является смерть, никто и ничто не спасает нас от безнадежности перед ее лицом – лишь Бог.

Лазарь умирает, человечество, некогда изгнанное из Рая, оторванное от Бога грехом через Адама и Еву, подвержено смерти и тлению. Человек, приведенный Богом в мир от земли, низводится в нее грехом. Но Бог не хочет этого, у Него иной замысел о нас. Господь наш Иисус Христос воскрешает Лазаря, который уже подвергся тлению. Но перед тем, как совершить это великое и поистине страшное чудо, как повествует нам Евангелие, Он прослезился (Ин 11:35).

Природа слез бывает разная. Если плачет ребенок, родители понимают, что зачастую эти слезы имеют под собой незначительную почву: ушиб, обиду, или просто боязнь темноты. Но если плачет взрослый человек? Что означают эти слезы? Они значат бессилие. Такие слезы были на глазах родителей, чьи дети находились под дулами автоматов в школе в Беслане. Их родители были в безопасности за кордоном солдат, готовые на все, чтобы поменяется со своими детьми местами, но такой возможности не было. Господь же поменялся местами с человеком, как сказано у пророка Исайи: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». (Ис 53:5). Теперь же, стоя перед гробом Лазаря по человеческой природе, Господь прозревал Свою участь по природе Божественной. Христос прослезился у гроба Лазаря, и, казалось бы, это слезы бессилия, но как сказал преподобный Ефрем Сирин: «слезы Его оказались как дождь, Лазарь – как хлебное зерно, а гроб – как земля». Лазарь воскрес по слову Божию, и мы все должны твердо верить, что однажды и мы услышим подобно трубному гласу: «Грядите вон!» И восстанем из своих могил на встречу Богу.

Воскрешение Лазаря, как поется в тропаре праздника, прежде Страстей Господа уверяет нас в общем Воскресении. Наша задача сегодня – стать тем зерном, которое возрастет на почве веры и даст плоды покаяния. Как «бессилие» Божие победило смерть, так и наше смирение укротит нашу гордыню. Предадимся же в руки Божии и воздадим Ему Славу.

Проповедь студента 4 курса бакалавриата диакона Сергия Муравьева, произнесенная на утрене Лазаревой субботы, 22 апреля 2016 года, в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова.


Опубликовано 23.04.2016 | Просмотров: 154 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter