Диакон Александр Шепиль. Встреча Бога

Диакон Александр Шепиль. Встреча Бога

Чуть больше месяца назад все мы слышали удивительные слова из праздничного канона, посвящённого Рождеству Христову: «Христос рождается – славите! Христос с небес – срящите!», т.е. встречайте Христа с небес. И вот на сороковой день после Рождества Христова мы отмечаем праздник под названием Сретение, что на современный русский язык можно перевести как «встреча».

Сегодня мы вспоминаем событие, имевшее место в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Это событие было подробно описано святым евангелистом Лукой. Речь в сегодняшнем евангельском чтении идёт об обрядовых предписаниях для каждого иудейского первенца. В книге Исход мы читаем, как Бог говорит Моисею: «Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они» (Исх 13:2). А из книги Левит (Лев 12:6-8) мы узнаём о жертве, которую было необходимо принести на сороковой день после рождения ребёнка в знак очищения. Если семья была в достатке, то жертва должна была состоять из однолетнего агнца и голубя, а если нет, то можно было принести в жертву всего лишь двух горлиц. Таким образом апостол Лука описывает устоявшуюся религиозную практику жителей Палестины первого века, в которой не было ничего необычного.

Радостные супруги с Первенцем на руках приходят в Иерусалимский храм, чтобы принести необходимые жертвы. Как и в любой другой день, Храм тогда был наполнен людьми, поскольку он был центром религиозной и общественной жизни иудейского народа. Вряд ли кто-то обратил бы внимание на простого плотника из Назарета по имени Иосиф и его молодую супругу Марию с Младенцем на руках, которые собрались принести скромную жертву из двух горлиц. Но именно в этот час происходит та самая Встреча, которую наша Церковь воспевает уже много веков подряд. Среди собравшихся в тот день в Храме был седовласый старец по имени Симеон. Святой апостол Лука говорит о нём следующие слова: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем». Об этом человеке нам практически ничего не известно. В Протоевангелии Иакова говорится, что он был священником, также Церковное Предание сообщает нам, что праведный Симеон был одним из переводчиков Священного Писания на греческий язык и к моменту Рождества Христова ему исполнилось около 360 лет. Но важным для нас является только то, что апостол Лука говорит о праведном Симеоне. Он был выразителем надежд всех ветхозаветных праведников от Ноя и Авраама до эпохи Маккавеев. Все праведники Ветхого Завета жили ожиданием «утешения Израилева», все они ждали Спасителя мира, все они жили надеждой и умирали с надеждой на будущее воскресение. Их праведность не являлась лицемерной религиозностью, которую обличали пророки. Их вера и добрые дела были вызваны только одним – величайшей любовью к Богу. Поэтому Святой Дух был на всех этих праведниках и руководил ими. Святой Дух указал праведному Симеону на первый взгляд «обыкновенную» семейную пару из Назарета и на Младенца, о Котором он сказал свои бессмертные слова: «Свет во откровение языков и Славу людей Твоих Израиля».

Как часто бывает в истории, что общее замыкается в частном, а общечеловеческое воплощается в отдельной личности. Так и в этой Встрече завершилась тысячелетняя история ожидания Спасителя, вобравшая в себя страдания и героизм тысяч праведников; славу и падения израильского народа; его самоотверженную борьбу за национальную и культурную идентичность; не умолкавшие грозные призывы пророков к чистоте веры; и, наконец, множество простых жизненных историй о человеке и Боге. Вся ветхая история человечества замкнулась в седовласом старце, держащем на своих руках маленького Младенца – Начаток новой жизни и Начало новой эры мировой истории.

Всё это глубоко символично и поэтому воспето в церковной гимнографии много столетий назад. Не случайно праздник Сретения возникает одним из первых в церковном календаре – ещё в IV веке. Но только ли символичность привлекала в нем Отцов Церкви?

В этот день принято говорить о встрече человека с Богом. Человеческий дух, томимый «духовной жаждою» всегда стремился к этой встрече. В своём поиске Бога человечество придумывало всё новые и новые языческие культы и религии, различные философские концепции и научные теории. И современный человек порой теряется в этом многообразии, пытаясь найти Истину среди различных версий теизма, пантеизма, дуализма и прочих умных слов. Но в том ли направлении движется наш ум? Не пытаемся ли мы вместо Бога найти наиболее «удобные нам» представления о Боге? А увидев в ненастоящем и придуманном «божестве» отражение собственных несовершенств, человек способен абсолютно потерять веру. И нет, наверное, ничего более страшного для духовного состояния человека, чем разочарование в собственной вере. Поэтому так необходима эта Встреча: несовершенной, но «алчущей и жаждущей правды» личности человека и настоящей живой Личности Бога.

Порой случается так, что самые важные встречи в нашей жизни происходят обыденно и незаметно. Порой самые простые знакомства оборачиваются дружбой на всю жизнь, а случайная встреча молодого человека с девушкой может стать началом новой семьи. Господь пришёл в этот мир тихо и скромно, по слову святого апостола Павла, «приняв образ раба, сделавшись подобным человекам» (Флп 2:7). Маленьким Младенцем Он был принесён в Иерусалимский храм, чтобы встретить всех праведников, и чтобы открыть и нам возможность этой встречи.

Вот уже более двух тысяч лет Господь наш Иисус Христос пребывает рядом с нами. Он тихо стоит у дверей человеческого сердца и стучит (Откр 3:20). Вот уже почти две тысячи лет в Его Церкви совершается величайшее таинство Евхаристии, когда каждый пришедший в храм может открыть эти двери для встречи с Ним. Благочестие и праведность святого Симеона сделали его достойным принять в свои руки Самого Бога и навсегда войти в историю под именем Богоприимца. Пусть Господь по молитвам праведного Симеона Богоприимца примет и наши небольшие труды и сделает нас достойными встречи с Ним в Его «самом пречистом Теле» и «самой честной Крови».

Проповедь студента II курса библейско-богословского отделения магистратуры диакона Александра Шепиля, произнесенная за Божественной литургией в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в праздник Сретения Господня, 15 февраля 2017 года.


Опубликовано 15.02.2017 | Просмотров: 151 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter