Деятельная любовь

Деятельная любовь

В сегодняшнем евангельском чтении мы с вами слышали две истории, два чуда, которые совершились за один день: это исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира. Из евангельских историй видно, что многие люди верили в Иисуса, как великого Целителя, они уповали на Его присутствие. Но мы также знаем, что совсем немногие, как сирофиникиянка и капернаумский сотник верили не просто в присутствие Христа, но и в спасительную силу Его слова. Именно такая вера заслуживала особой похвалы от Господа.

Ко Христу подходит некий человек, именем Иаир, который был как бы старостой прихода, по-гречески «архисинагог». На нем лежала ответственность за имущество синагоги, за совершение молитв, распределение псалмов, библейских чтений, подбор проповедников и за общий порядок богослужения. Чаще всего, начальник собрания не принадлежал священническому сословию, ибо его функции были скорее административные.

В то время иудеи уже сговорились отлучать от синагоги всех, кто признает Иисуса из Назарета за Мессию или, хотя бы, будет симпатизировать Его учению. И что же мы видим? Иаир, не обращая внимание на этот запрет, зная, что для него это может закончится большими неприятностями и утратой своего статуса и положения в обществе, идет ко Христу, просит Его прийти к нему домой и исцелить его умирающую дочь. Судя по всему, отец был в полном отчаянии, так как его дочери ничего не помогало, а на всевозможных врачей он истратил много денег. Он пошел ко Христу как к своей последней надежде.

В этот рассказ вторгается другой, не менее интересный эпизод. Некая женщина, которая двенадцать лет страдала кровотечением и истратила на врачей все свое состояние, тоже решается на отчаянный шаг. В древнем мире все, что было связано с зачатием, деторождением, продолжением рода, носило таинственный и сакральный характер, поскольку оно стояло в непосредственной связи с Богом как Творцом. Начало новой жизни, нового человека воспринималось как таинство, в котором Бог – Создатель всего живого, дарует человеку возможность соучастия. А дни очищения как подготовка женского организма к деторождению был необходимым этапом для начала новой жизни.

Итак, все эти годы женщина находилась в состоянии постоянной нечистоты. Кроме непрекращающихся физиологических неудобств ее болезнь еще запрещала ей и присутствовать на богослужениях в Иерусалимском Храме, посещать синагогальные собрания, общаться со своими друзьями и подругами, она должна была вообще не выходить из дома и ни к кому не прикасаться. Ее положение в обществе, в отличие от состоятельного и всеми уважаемого Иаира, было очень унизительным. Вот почему она не могла подойти ко Христу напрямую и публично изложить Ему свою беду, поэтому, она незаметно подходит к Нему в толпе и прикасается к краю Его одежды.

Благочестивые иудеи того времени носили особую одежду, которая должна была каждый день напоминать им о Законе Моисея и заповедях Господних. Это был плащ квадратной формы с четырьмя кисточками голубого цвета на каждом углу, наподобие бахромы. Женщина прикасается именно к такой кисточке – и тут же она чувствует, что исцелилась.  С точки зрения Закона, она сделала нечистой всю толпу людей, в которой шла, ведь она прикасалась ко многим людям, те, в свою очередь, прикасались к другим. Но Господь ничуть не упрекает ее в этом «преступлении» Закона. Наоборот, Он хвалит ее веру и ставит ее в пример всем нам: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасе тя, иди в мире».

Затем Христос входит в дом Иаира и видит привычную для того времени картину приготовления к похоронам, которые у иудеев совершались в тот же день, до захода солнца. В дом приглашали профессиональных плакальщиц и свирельщиков, т.е. флейтистов, которые сопровождали траурные церемонии и помогали родственникам умершего выразить свое горе, свою скорбь и создать соответствующую атмосферу. Умершая была единственной дочерью у своих родителей, ей было всего двенадцать лет, но для Востока это означает, что она уже стояла на пороге зрелости, вполне вероятно, что она уже была обручена и ждала замужества, ждала своей свадьбы.

Проповедуя Царствие Небесное и жизнь вечную, Господь не ограничивался только одними словами – нет, Он еще и видимо подтверждал Свои слова конкретными действиями и знамениями. И воскрешением дочери Иаира, сына наинской вдовы и Лазаря Господь дает Своим слушателям и всем нам некое подобие вечной жизни – зримый образ того, что в свое время произойдет с человеком. И если Христос тогда возвращал жизнь в уже умерших людей, то и в будущем веке всех нас воскресит для жизни вечной.

Братья и сестры! Пусть же пример кровоточивой женщины научит нас, что Господь всегда отвечает на просьбы человека в ответ на веру в Него. Исцеление и спасение, приходят не от механических действий, но от живой и деятельной веры. Пусть чудо воскрешения дочери Иаира напоминает нам, что Господь есть Владыка жизни и смерти, и в Его власти возвратить нас к жизни в будущем веке, а в этом – воскресить нас от греховной мертвости к жизни в Боге.

Проповедь студента I курса библейско-богословского отделения магистратуры чтеца Владислава Мельника, произнесенная за Божественной литургией в храме Двенадцати апостолов в Неделю 25-ю по Пятидесятнице 22 ноября 2015 года.


Опубликовано 23.11.2015 | Просмотров: 158 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter