Делать добро и желать блага

Делать добро и желать блага

Дорогие братия и сестры! Прочитанное сегодня апостольское зачало весьма насыщенно, и мы с вами остановимся всего на одном из его стихов. Он часто остается без должного внимания. И если даже мы останавливаемся на нем, то не всегда до конца понимаем смысл того, о чем здесь говорится. Вот этот стих: «Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко».

Перед нами вопрос: что такое кротость, и каким образом мы можем явить ее всем людям?

Начнем с понятия «кротости». При воспоминании о ней в нашем сознании обычно возникает и ее антипод – гневливость. То есть, если кто-то нами недоволен и открыто выражает по отношению к нам свои гневные чувства, у нас есть возможность отнестись к человеку кротко, и тем самым погасить пламя его гнева. Но тогда оказывается, что кротость сама по себе проявиться не может, и причиной ее обнаружения будет действие какого-то злого начала, в данном случае — гнева. Так думать не ошибочно, но не будем сужать смысл Писания единственно до такого понимания.

Чтобы лучше понять, что такое кротость, обратимся к этимологии слова. По-древнегречески «кротость» звучит как επιείκεια, а «кроткий» – επιεικής. Можно перевести это как «умеренный», «справедливый», но мы сделаем акцент на других значениях, а именно, «добро-детельный» и «благо-желательный». В составе этих слов содержатся глаголы, обозначающие действие: делать добро и желать блага.

Итак, не гнев или другие страсти ближнего являются главной причиной обнаружения нашей кротости. Сам апостол Павел в этом же стихе говорит, что нам следует быть кроткими, потому что Господь близко. Вот истинная причина. И снова возникают трудности в понимании. Нам уже известно, что кротость – это творение добра и желание совершать благие дела, но непонятно, в чем заключается близость Господа к нам?

Чтобы понять, о чем речь, откроем Евангелие от Матфея, и в 25-й главе прочтем, что праведники на Страшном Суде тоже находятся в полном недоумении и задают Богу тот же самый вопрос, над которым сейчас размышляем и мы с вами. Они спрашивают: «Господи, когда мы видели Тебя? Когда Ты был близок?» На эти вопрошания Христос ответит, что Он приходил к ним в виде голодного или жаждущего человека; в виде больного, которого они посетили и утешили; являлся в виде бродяги, которому праведники не пожалели отдать немного одежды из своего шкафа; Христос появлялся в их жизни даже в виде преступника, которому они помогли, когда он был в тюрьме. Господь говорит: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25:40). Точно таким же образом Бог посещает и нас. Вот что такое Его близость.

Прослушаем весь стих еще раз: «Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко». Теперь нам проще понимать его: «Пусть доброе дело и благое пожелание получит от нас каждый нуждающийся, ибо помогая таким людям, мы встречаемся с Самим Богом».

Но задумаемся: понимание кротости деятельной, а не только пассивно ожидающей вспышек чьего-то гнева, особенно неудобно для людей XXI века, когда все вокруг зовет нас достигнуть максимального комфорта и отгородиться от всех, кто этот комфорт норовит нарушить своими личными проблемами. И мудрый апостол Павел как будто предвосхищает нашу печаль, возникающую от такого взгляда на кротость, и стихом ранее ободряюще взывает: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь». Ведь нас посещает Сам Бог. Аминь.

Проповедь магистранта II курса библейско-богословского отделения чтеца Антония Афанасьева, произнесенная за Божественной литургией в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Неделю Ваий 5 апреля 2015 года.


Опубликовано 05.04.2015 | Просмотров: 487 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter