Да будет мне по слову Твоему

7.04.2015 Holy Virgin

Дорогие отцы, братья и сестры, мы с вами уже окончили «душеспасительную четыредесятницу», завершили поприще Великого Поста, предоставленное нам для очищения наших душ. Мы уже вступили вместе с нашим Господом на Его Путь Скорби. Мы приветствовали Его возгласами «Осанна!» И уже второй день мы слушаем Его последние поучения в Храме и на Маслиничной Горе. И вдруг Церковь стремительно оборачивает нас назад и предлагает нам сегодняшнее торжество, возвращающее нас обратно в Назарет, куда в «шестой месяц» был послан Архангел, чтобы юной Деве благовествовать приветствие: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» (Лк 1:28).

На первый взгляд – нестыковка церковного календаря, ибо впереди предательство, Тайная Вечеря, Голгофа – причем здесь событие Благовещения? Однако на самом деле здесь нет никакого противоречия. Каждый христианский праздник вспоминает не какое-то отдельно взятое событие, но всю историю нашего Домостроительства. Не случайно в первых веках христианства праздник Благовещения был установлен 25 марта. Считалось, что именно 25 марта пострадал Спаситель, и что день Его Крестного Страдания был также и днем Его Воплощения [1]. Поэтому до сих пор, когда праздник Благовещения совпадает с праздником Пасхи, мы называем этот день «кирион пасха», т. е. Пасха истинная, действительная. Оба события – и Воплощение и Воскресение – освящают единую Тайну Домостроительства, «тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его» (Кол 1:26).

Праздник Благовещения ставит напрямую перед нами принципиальный вопрос нашего вероучения: “Cur Deus homo?” [2] Полностью подчинив Себя Предвечному Совету Единосущной Троицы, Господь «был унижен перед Ангелами» (Евр 2:9) для того, чтобы стать совершенным Человеком (Евр 2:10). И через Свою смерть Он «упразднил имеющего власть над смертью, то есть диавола» (Евр 2:14б) для того, чтобы через Свое Воскресение «освободить всех тех, которые, в страхе смерти, были всю жизнь подвержены рабству» (Евр 2:15). Эти слова мы слышали в сегодняшнем апостольском чтении. Их можно понять следующим образом: Первый Адам, будучи сотворен свободным от тления и греха, нарушил заповедь, и подвергся тлению и греху. А Новый Адам, восприняв в Себе страстность и тленность Адама, исцелил человеческое естество и изгладил в Себе последствия греха [3].

Сегодня Господь воплотился и стал Сыном Человеческим для того, чтобы я стал сыном Божьим. Завтра Он пойдет на вольное страдание и смерть для того, дабы воззвать меня от смерти и сделать меня причастником Его совершенной природы. Но как я становлюсь участником Его совершенства?  Ведь я вижу в своих членах «иной закон, который делает меня пленником греха» (Рим 7:23).

Действительно, каждый, кто старался всерьез пройти поприще Четыредесятницы может удостовериться в том, как мы далеки от совершенства. Великопостное богослужение пропитано идеей личной страстности и тленности. Да и сама дисциплина поста – если ее соблюдать согласно со всей строгостью Устава – рассчитана на то, чтобы человек прочувствовал свое ничтожество. Здесь и продолжительные богослужения, многочисленные поклоны, многочасовое лишение себя пищи, приводящие, в том числе, и к физическому изнеможению, которое является тоже неотъемлемой частью психологии поста. Меняется даже литургическая жизнь Церкви: если в обычное время Божественная Литургия совершается ежедневно, то во время поста в палестинской монашеской традиции, которую воспринял и наш Устав, отменяется даже Евхаристия, ради того, чтобы постящийся почувствовал полностью свою сопричастность к «изгнанию Адама», почувствовал, что грех реально лишает его возможности богообщения.

Но пройдя поприще Великого поста, не будем унывать, ибо сегодня Церковь показывает нам путь к совершенству, путь, следуя которому мы становимся сопричастниками обоженой природы Спасителя. Этим примером для нас является Богоматерь. Пречистая Дева первая «явила чистого и совершенного человека, каким вначале он был создан и каким должен был пребывать» [4]. Она воссоздала в себе человеческую природу, способную к обожению, природу Адама до грехопадения. В Своем кенозисе, Христос сделал Себя ниже ангелов. Своим подвигом, Богоматерь стала выше ангелов, и даже «честнейше Херувимов и без сравнения славнейше Серафимов».

Путь Богоматери к совершенству сводится к Ее благому произволению, Ее всецелому желанию служить Богу, выраженному в Ее словах: «Вот – раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1:38). Подчинить свою волю полностью воле Отца Небесного – вот, что сделала Она, и вот тот путь, который открыт для каждого из нас. В этом заключается учение о «синергии», т. е. «соработничестве» Бога и человека. То, что требуется от нас – благое произволение; а дальше во взаимодействие с этой благой волей вступает Божественная благодать, орошающая человеческое естество подобно дождю и взгревающее в нем добродетель, подобно солнцу [5].

И это видно на примере Пречистой Девы: Творец и Создатель, предвидев ее благое произволение, сделал все для того, чтобы Она взошла на высоту добродетелей. Ибо «кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим 8:29). Рождение от благочестивых родителей, введение во Храм, воспитание Ангелом, обручение старцу Иосифу, все было приуготовлено ради того, чтобы она могла стать сосудом Боговоплощения. И Господь обильно излил на нее благодать Святого Духа, предочистил ее [6], зная, что в этот решительный момент она даст Ему положительный ответ. Потрясающая тайна: перед сотворением ветхого Адама, Отец советуется с Сыном (Быт 1:26),  перед Воплощением Нового Адама требуется произволение Пречистой Девы [7]. Вот до чего важна наша благая воля, подчинение ее воле Создателя.

Итак, дорогие братья и сестры, решимся и мы полностью предать себя в Его руки, полностью, свободно и чистосердечно творить Его волю. Сказать Ему, как сказала Она: «вот – я раб Господень, я раба Господня, да будет мне согласно с Твоей волей…» Позволим Его благодати действовать в нас. Это звучит просто, но так сложно осуществить для нашей падшей природы, подверженной страхам, маловерию, сомнению, порочности …

Но великопостное поприще как раз должно было нас подготовить к этому решению. Мы перенесли бремя поста, прочувствовали нашу немощь и тягость нашего изгнания, горечь Адама, оплакивающего Рай. Мы осознали, что нашими усилиями мы не можем не то что побороть наши страсти, но даже прожить ни единой секунды. Мы поняли, что лучше одни день со Христом, даже на Голгофе, чем тысяча дней без Него. Что же, дерзнем! Вот Тот, Кого мы просили открыть нам двери покаяния, грядет открыть нам и двери рая. Подвиг и поприще временны, а воздаяние вечно. Имея нашим примером Пречистую Деву, от всего сердца скажем Ему: «вот – я Твой раб, да будет мне по Твоей воле». И тогда в Пасхальный вечер к нам отнесутся слова Апостола Павла: «Вы умерли для греха и стали живыми для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем». Аминь. (Рим 5:14).

Проповедь магистранта II курса церковно-практического отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Александра Андреева, произнесенная за Божественной литургией в академическом храме апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 2015 года.


[1]     Тертуллиан, Adversus Judaeos, 8.

[2]     Для чего Бог стал человеком. (лат.)

[3]     Максим Исповедник, Вопросы и ответы к Фалассию, 21.

[4]     Кавасила, Слово на Рождество Богоматери, 16.

[5]     John Cassian. Conferences. 13.3.

[6]     Кавасила, Слово на Благовещение, 7

[7]     Кавасила, Слово на Благовещение, 4


Опубликовано 07.04.2015 | Просмотров: 333 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter