Чтец Сергий Шпагин: Святая Святых Израиля

Святая Святых Израиля

В самом начале Рождественского поста, этого пути к светлому празднику Рождества Христова, Святая Церковь ставит нас перед лицом одного очень важного события, которое мы так торжественно и радостно отмечаем как великий двунадесятый праздник, – Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Историю празднуемого события доносит до нас Священное Предание Церкви, согласно которому, когда Пресвятой Деве исполнилось около трех лет, ее родители – люди уже крайне преклонного возраста, привели ее в Иерусалимский храм для того, чтобы отдать дочь на воспитание при храме согласно обету, данному много лет назад. И когда Пресвятая Дева была передана из рук любящих родителей в руки Первосвященника, он, будучи движим Духом Божиим, ввел дитя в самую святую часть храма «Святое Святых», куда сам мог войти только раз в году, на праздник Пасхи, с кровью жертвенного пасхального агнца. Это событие стало началом новой, совершенно особенной жизни Пресвятой Девы при Ветхозаветном Храме.

Это все, что мы знаем о детстве Пресвятой Богородицы. Священное Писание ничего не говорит нам об этом времени жизни Пресвятой Богородицы. Но предание о событии Введения во храм Пресвятой Богородицы, воспитании и обучении ее при храме было всегда общеизвестно, и уже в четвертом веке в честь события Введения во Храм святая равноапостольная царица Елена строит храм в Иерусалиме.

Митрополит Сурожский Антоний в проповеди на день Введения во храм Пресвятой Богородицы говорит о том, что размышлять о жизни Пресвятой Девы очень тяжело, поскольку это значит касаться вещей настолько святых, что становится страшно стоять перед лицом Ее чистоты и совершенно неземного смирения, по слову церковных песнопений «Земного Ангела и Небесного Человека».

Она стала даром земли, который человечество смогло принести своему Богу, вершиной святости, которую из поколения в поколение через подвиг очищения и покаяния алчущее Бога человечество смогло принести своему Творцу.

Чтобы понять значение этого праздника для нас, обратимся к иконе этого события. На ней мы видим двор Иерусалимского Храма, родителей Пресвятой Богородицы – благочестивых Иоакима и Анну, Иерусалимского первосвященника в богослужебных одеждах и Саму Пресвятую Богородицу в трехлетнем возрасте.

Святая Святых Израиля

Иерусалимский храм был огромных размеров, состоял из нескольких частей, был окружен несколькими рядами галерей в одной из которых и воспитывались дети отданные родителями на служение при храме. Храм был не только местом богослужений и жертвоприношений, это был и религиозно-образовательный центр в котором хранилось и передавалось из поколения в поколение религиозное наследие народа. Храм был действующим символом живого Завета избранного народа с Богом его отцов. В этой школе религиозной жизни Пресвятой Деве предстояло провести время своей жизни до совершеннолетия. С самых ранних лет своей жизни она оказалась в самом сердце религиозно-элитной и культурной среды Израиля. К совершеннолетию Она уже в полноте стала носительницей религиозной культуры своего народа, который называли народом Книги. Она уже знала Священное Писание своего народа. Так как неотъемлемой чертой обучения того времени было заучивание Священных текстов, она знала большинство мест Писания наизусть, а учитывая то, что ее обучение и воспитание при храме началось в трехлетнем возрасте, она, как и все дети, запоминала тексты легко и навсегда. В храме она впитала религиозные традиции, которые передавались только устно, как живой опыт. По уровню знания храмовой религиозной традиции и Священного Писания ее можно сравнить разве что с апостолом Павлом, который тоже учился, только не при храме, а у фарисеев.

Пресвятая Дева стала живой религиозной Традицией своего народа.  И понятными становятся тогда замечания евангелистов о том, что видя жизнь своего Сына и слыша Его слова, она слагала все слова сии в сердце своем. Как никто другой Она могла понять слова своего Божественного Сына: «Исследуйте Писания, все они свидетельствуют о Мне».

Второе, что мы видим на иконе, – перед нами предстают родители Пресвятой Девы. Всю свою жизнь они просили Бога о чаде и не оставляли своих молитв несмотря на то, что проходили десятилетия, а долгожданного дитя не было. И когда, наконец, у них родилась девочка – венец всей их благочестивой жизни, это было дитя испытанной веры и упования на Бога до конца, упования, когда, казалось бы, и сил уже верить нет и просто по-человечески невозможно то, что ты просишь у Бога. Всю любовь, всю веру, на которую были способны благочестивые родители, они вложили в свое Дитя, передав дочери эти добродетели как самый драгоценный дар.

Третье. Перед нами Первосвященник Иерусалимского Храма —  религиозный лидер всего народа, который своим необычайным действием, вводя Пресвятую Деву в Святая Святых как бы говорит, что ветхозаветный Израиль преклоняет свою главу перед Ней как перед Великой Живой Святыней, что в Ней видит исполнение своей великой исторической миссии. Войти в Святая Святых могла только Та, Которой самой предстоит стать Живым Храмом Божиим.

Наконец, мы видим саму Пресвятую Деву. Ее внешняя близость к самым великим святыням народа говорит о Ее необычайной внутренней близости к Богу. Какая-то неизреченная тайна близости Божией открывается ей в Иерусалимском храме. Бог всегда рядом, – это то, что она открыла в самом раннем детстве. В тишине храма она открыла Присутствие Божие.

Чувство постоянного присутствия Божия, близости Божией, стало тем, что помогло Ей пережить самые тяжелые испытания. Даже на Голгофе Она знала, что Бог рядом.

Сегодня Она ступила на путь служения Богу Израиля в полном доверии Его благому Промыслу. Это будет большой путь.

На этом пути только Она одна в полноте будет знать, что за Тайну Она несет. На этом пути  только Она будет знать, что Ей, единственной из иудейских матерей, предстоит отдать Сына своего в жертву за грех мира. На этом пути Она услышит страшные слова старца Симеона Богоприимца о том, что Ей самой оружие пройдет сердце и будет готова принять это. На этом пути только Она будет способна расслышать слова своего двенадцатилетнего Сына: «Мне надлежит быть в том, что принадлежит отцу Моему Небесному» и, слагая эти слова в сердце своем, знать, что Он не только Сын, но и Бог Ее. На этом пути, присутствуя на браке в Кане Галилейской, Она будет просить Своего Сына помочь в нужде, непоколебимо веря, что Он может это сделать. На этом пути Она будет стоять у Креста своего Сына, будет видеть как Он по воле Отца отдает Себя, и сама будет отдавать Его как Мать – в единстве воли с Ним и Небесным Отцом.

Описывая страдания Сына Человеческого на Голгофе и дойдя до образа Матери, поэт написал: «А туда, где Мать стояла, так никто взглянуть и не посмел». И когда мертвого Христа снимают с Креста, Она берет Его на колени, подобно тому, как делала это, когда Он был еще ребенком.

Поклонимся этому дивному подвигу служения Богу, начинающемуся сегодня, этому дару земли от больного грехом, но все же устремленного к своему Творцу и Богу человечества. Будем учиться у Божией Матери такому опыту Присутствия Божия в нашей жизни. А если Бог рядом, то с Ним мы совершим поприще нашей жизни и как некогда апостол Павел в последнюю минуту сможем сказать перед лицом Божиим: «Жизнь прожил, течение совершил».

Проповедь магистранта Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Сергия Шпагина, произнесенная в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря 2014 года. 


Опубликовано 04.12.2014 | Просмотров: 343 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter