Чтец Сергий Ганин. Пример христианского свидетельства

Чтец Сергий Ганин. Пример христианского свидетельства

Сегодняшним всенощным бдением мы начинаем воскресное богослужение, совмещенное с празднованием Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Кто такие христианские мученики и исповедники? Что общего между ними? Каждый ли христианин призван к мученичеству?

Древнегреческое слово «μάρτυρας» в христианско-церковном контексте переводится на русский язык как «мученик», хотя в буквальном переводе означает «свидетель». В христианском лексиконе этим словом обозначаются те последователи Христа, которые, лишившись жизни от рук гонителей, остались верными Ему. Исповедниками же мы называем тех последователей Господа, которые продолжали верить в Него, не боясь притеснений и лишений со стороны преследователей, но так сложилось, что их жизнь не была прервана руками мучителей. И те, и другие являются свидетелями того, что Бог дает им нечто большее, чем благополучие земной жизни.

Чтец Сергий Ганин. Пример христианского свидетельства

«Кровь мучеников – семя Церкви», – некогда сказал христианский апологет Тертуллиан. Мученики и исповедники есть надежные проповедники Воскресения Христова – основы христианского вероучения. Они пренебрегли своим земным благополучием ради Христа, что является весомым доказательством того, что существует продолжение жизни человека после его смерти, что ради этой будущей жизни можно пожертвовать жизнью земной, что существует более высокая жизнь – жизнь с Богом.

Может показаться, что заслуги мучеников первых веков христианства значительнее, чем заслуги новомучеников: дескать, одно дело, быть растерзанным зверями, другое – получить пулю в затылок в застенках НКВД. С другой стороны, сопоставив страдания новомучеников и исповедников Церкви Русской, нельзя однозначно сказать, чьи мучения были страшнее: тех, кто однажды был расстрелян, или тех, кто всю свою жизнь ожидал смертельной казни, видя страдания своих близких. Различны виды смертей и страданий, но объединяет их одно – терпеливое несение своего жизненного креста ради Христа, которое можно назвать апостольством Новейшего времени.

Рассматривая историю Русской Православной Церкви ΧΧ века, мы не можем удержаться от соблазна осудить тех представителей духовенства, которые пытались ослабить гонения на Церковь, идя на компромиссы с богоборческой властью, или тех, кто разрывал каноническое общение с теми церковными иерархами, которые пошли на уступки государственной власти. Но нельзя так однозначно определять вину этих людей – ведь они тоже совершили свой жизненный подвиг, заключавшийся в том, что не сняли с себя священнические одежды, чтобы отвести от себя всякое подозрение в причастности к Христовой Церкви. Помня, что врата ада не одолеют Церковь (Мф 16:13), они продолжали совершать богослужения и молиться Господу за то, чтобы Он сохранил Свое «малое стадо» невредимым. Мы не знаем, какая участь постигла этих людей в загробном мире, но точно можем сказать, что в них были те духовные качества, которыми современный христианин может не удивить при наступлении подобных времен.

Никому не нужно объяснять, что такое скорби. Ухудшение здоровья, проблемы в семье, неудачи на работе, потеря близкого человека – общеизвестные явления человеческой жизни. Все это усугубляется современными проблемами в мировой политике, экономике, экологии. Все реже и реже можно встретить людей со счастливым выражением лица, появляется больше раздраженности, агрессии, депрессии. Но такое поведение должно быть характерным только для неверующего человека, ведь у него есть только одна надежда – надежда на земное благополучие. Христиане, обладающие более высокой целью в жизни, должны продолжать миссию новомучеников и исповедников, без ропота и озлобления переносить житейские трудности, полагая свою абсолютную цель не в этом мире, а в Боге.

По слову Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия ΙΙ, «сегодня все мы, православные христиане, призваны если не к мученичеству в буквальном смысле, то к постоянному и неуклонному свидетельству – словом, делами, всей жизнью. Взирая на пример наших собратьев и соотечественников, стойко претерпевших гонения за веру, мы обязаны помнить о том, что каждый христианин и во времена мира, и в годину испытаний должен быть мужественным свидетелем Истины, готовым отдать все блага здешней, земной жизни за Христа и Его Церковь».

Проповедь студента Ι курса библейско-богословского отделения магистратуры чтеца Сергия  Ганина, произнесенная за всенощным бдением в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 6 февраля 2016 года, накануне дня памяти новомучеников и исповедников российских.


Опубликовано 06.02.2016 | Просмотров: 138 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter