Чтец Павел Герасимов. Иконопочитание как выражение православной веры

Чтец Павел Герасимов. Иконопочитание как выражение православной веры

Сегодня мы празднуем Торжество Православия. История возникновения праздника и особого чина Торжества Православия относит нас к VIII и IX векам. В 787 году в городе Никея состоялся VII Вселенский Собор, на котором осудили и отвергли иконоборческую ересь. А традиция празднования Торжества Православия в первое воскресение Великого поста зародилась, когда в 842 году на Поместном Соборе в Константинополе иконопочитание одержало уже окончательную победу. Однако почему Церковь начала праздновать Торжество Православия именно в связи с победой над иконоборчеством, а не какой-либо другой ересью? Почему утверждение иконопочитания – это Торжество Православной веры?

Иконопочитание и православие не мыслимы друг без друга. Можно сказать, что иконопочитание – это один из критериев православия, который выражает ее суть. А попытка оспорить иконопочитание – есть не что иное, как попытка оспорить христианскую веру и ее догматы. В членах Символа веры содержится идея о соединении полноты Божественного естества с полнотой человеческого естества в ипостаси Сына Божия. Через восприятие падшего человеческого естества, Христос спасает человека от греховного порабощения и приводит к обожению. На протяжении веков возникают различные ереси, которые, в сущности, пытаются оспорить этот истинный догмат. Можно прийти к выводу, что Церкви противостоит одна и та же ересь, периодически меняющая свои маски и формы. На Вселенских соборах отвергают ложные учения и их приверженцев, а они вновь возникают, лишь меняя форму и акценты. Как только опровергают одну из форм ереси, она вновь вступает в схватку с православием уже под следующей ложной маской. Но цель этой ереси одна – лишить падшее человеческое естество спасения, которое так необходимо каждому из людей.

Кто почитает иконы, тот исповедует подлинность боговоплощения, которое явилось через соединение полноты человеческого естества и ипостаси Бога Слова. Мы изображаем Христа, потому что признаем реальность соединения в Нем божественного и человеческого естества. Подлинность не только Божества, но и человечности в ипостаси Иисуса Христа позволяет нам изображать Его на иконах. Истинный, подлинный и неизобразимый Бог стал изобразим, потому что Он также стал и подлинным Человеком. Ненависть приверженцев иконоборческой ереси питается в желании расторгнуть соединение двух природ Христа – божественной и человеческой. В этом смысле, по отношению к иконам можно судить о степени отношения к православному вероучению того или иного христианина. Но каким именно должно быть отношение православного христианина к иконам?

Представим себе средневековую Грузию. На эту маленькую христианскую страну постоянно претендуют захватчики. Один из очередных захватчиков – царевич Джелаль-ад-Дин. В 1226 году он захватывает Тбилиси, и хочет обратить тысячи православных христиан в ислам. Он повелевает снять купол с кафедрального собора и усаживается на его верхушке. То, что он наблюдает – это поставленные иконы Спасителя и Богородицы у моста через реку Куру. Святые образы, на которые молились многие поколения горожан. Царевич-захватчик повелевает жителям Тбилиси подходить по одному к иконам, и плюнув на них, переходить на другой берег. Однако возле икон стоят воины с обнаженными мечами, чтобы казнить на месте человека, отказавшегося повиноваться воле Джелаль-ад-Дин’а. К образу подходит первый человек. Он крестится, склоняет голову и в последний раз целует знакомый образ. Острый меч тут же отсекает голову первого мученика, а его тело бросают в реку. После него подходит второй, третий, четвертый… — происходит то же. Люди выстроились длинной очередью за смертью. Они трепещут и молятся, но подойдя к иконе, крестятся, целуют образ и, обезглавленные, падают в реку. До позднего вечера тысячи православных жителей города Тбилиси шли на встречу со Христом. На иконы не плюнул никто. Царевич Джелаль-ад-Дин с удивлением смотрел на мучеников, которых он сумел лишь захватить, но не поработить. Такое отношение у православных христиан должно быть к святым ликам, изображенным на иконах. Должна быть незыблемая уверенность в том, что икона – это святыня.

Никому, кроме Бога, неизвестно, поставят ли нас перед таким выбором в нашей жизни. Однако сейчас мы можем заглянуть в свое сердце и задаться вопросом: А как бы я поступил? Какой бы выбор сделал я? Можно соотнести свой выбор с поступком жителей средневекового Тбилиси.

Сегодня Праздник – мы празднуем победу иконопочитания над иконоборчеством, Православного вероучения над ересью. Сегодня Торжество Православной веры!

Проповедь студента 4 курса бакалавриата чтеца Павла Герасимова, произнесенная за Божественной литургией в неделю Торжества Православия в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 5 марта 2017 года.


Опубликовано 05.03.2017 | Просмотров: 102 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter