Чтец Михаил Розвадовский. Приидите, вернии, Животворящему древу поклонимся

Чтец Михаил Розвадовский. Приидите, вернии, Животворящему древу поклонимся

Сегодня, братья и сестры, по всему миру, где только бьётся сердце православного люда, несутся хвалебные песни Кресту Господню, радостно волнующие нашу душу: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко».

Более шестнадцати веков верующие люди празднуют этот торжественный праздник, Воздвижение Креста Господня, с трепетом сердца и души преклоняют колени перед жертвенником, на котором «Христос, Царь Славы, волею руце распростер».

После Воскресения и Вознесения Христа на небо, христиане часто собирались для молитвы на горе Голгофа, на месте, где был распят их Учитель, где ещё видны были следы невинной крови. Здесь плакали и пели хвалебные песни Агнцу Божию, закланному за грехи всего мира.

Врагам Христа, иудеям и язычникам, не нравилось такое почитание места казни Спасителя, основоположника живой веры, и они начали преследовать христиан, а когда их борьба оказалась бесплодной, они построили на том месте Голгофы языческое капище и тем самым лишили христиан возможности собираться и поклоняться этому Святому месту.

И вот в начале четвёртого века, когда гонения на христиан закончились, когда римский император Константин Великий, неоднократно испытавший силу Креста, сам стал христианином, он вознамерился найти Крест Господень. Этот священный труд приняла на себя его мать, восьмидесятилетняя царица Елена. Отправившись в Иерусалим, она много времени и средств потратила на поиски Креста Господня. Из найденной летописи она узнала, что Крест хранится в недрах земли на Голгофе, на том месте, где было построено языческое капище.

Разрушив капище и раскопав землю, святая Елена обнаружила там три креста, но который из них был Господень, трудно было определить. Тогда Иерусалимский Патриарх Макарий сказал: «Если Промысл Божий не благоволил навсегда оставить Крест Господень в земле, то он не попустит ему оставаться в неизвестности теперь. Бог Сам укажет нам Крест нашего Спасителя».

По Божиему смотрению случилось так, что в это время несли хоронить покойника. Исполненный веры, Патриарх Макарий, в присутствии царицы Елены и множества народа, остановил похоронную процессию, и совершилось чудо: при возложении на покойника Креста Господня умерший тотчас ожил.  Все верующие люди, видевшие это чудо, пожелали поклониться честному Кресту и облобызать Его, но так как желающих было чрезвычайно много, то Патриарх Макарий, встав на возвышенное место, начал воздвигать, то есть поднимать, Крест Господень так высоко, чтобы все его видели. Народ падал на колени, воздавая поклонение животворящему древу, с умилением взывал: «Господи, помилуй». От этого торжественного поднятия Креста народу, произошло название нынешнего праздника – Воздвижение Животворящего Креста Господня.

Итак, Крест стал предметом всеобщего почитания и поклонения, символом всего христианского мира. Крестом украшают дома верующих людей, им венчаются купола Божиих храмов. Крестом человек ограждает себя от злого духа, им каждый верующий начинает свой трудовой день.

Крест в таинстве крещения возлагается на человека, сопутствует ему всю жизнь, провожает его до могилы и там безмолвно и неподвижно стоит над прахом человека, как свидетельство того, что лежащий под ним был христианином.

Спаситель однажды сказал: «И когда я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин 12:32). И, действительно, непобедимая и непостижимая сила Честнаго Креста привлекла все народы к Распятому на нём Спасителю мира, а Крест стал с тех пор вечным знамением всех христиан. И эта невидимая сила Креста Господня непрестанно и нас зовёт к себе, пробуждая наш разум и нашу совесть от греховного сна.

Стоя у подножия Креста Господня и духовно созерцая страждущего на нём Спасителя, мы сознаём, что Господь несёт свой крест не за себя, а за нас, умирает не за свои, а за наши грехи, открывает для нас великий закон загробной жизни.

Но, чтобы мы это лучше запомнили, Святая Церковь опять поставляет нас перед Крестом и строгим материнским голосом взывает: «Взгляните, непокорные люди, на главу Спасителя, которая изранена колючими терниями и избита тростью. Взгляните на Пречистое лице Его, на капли крови. Это следы тягчайших мучений за наши грехи».

Осознав всю важность и величие Голгофской Жертвы, мы приближаемся к Богу. И, обнимая руками горячей веры Крест Христов, мы можем преобразиться. «Путь Божий есть ежедневный крест. Никто не восходит на небо, живя прохладно. О пути же прохладном знаем, где он оканчивается», – говорит нам в своём творении преподобный Исаак Сирин.

Будем же, дорогие братья и сестры, всеми силами нашей души стремиться к Спасителю нашему, который с Креста, устами Своими, говорит нам: «Посмотри, как Я возлюбил тебя – возлюби же и ты Меня. Я ничего от тебя не требую, кроме любви твоей».

И как возрадуется Сын Божий, когда Он услышит от нас в ответ: «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое и прибежище мое» (Пс 17:2-3).

Проповедь студента 4 курса бакалавриата Духовной Академии чтеца Михаила Розвадовского, произнесенная за всенощным бдением 26.09.2016 года, накануне праздника Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова.


Опубликовано 27.09.2016 | Просмотров: 157 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter