Чтец Михаил Розвадовский. О Кресте

Чтец Михаил Розвадовский. О Кресте

«Кресту Твоему покланяемся Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» Эти слова, дорогие братья и сестры, мы сегодня услышим, когда со страхом и трепетом будем преклонять колени перед Честным Крестом нашего Спасителя.

Животворящий Крест Господа Нашего Иисуса Христа на протяжении всей нашей христианской жизни находится рядом с нами: от рождения и до смерти. При крещении он надевается на нас священником, а по смерти венчает наш могильный холмик в знак надежды на воскресение и вечную жизнь.

Крест, являвшийся в ветхозаветные и языческие времена самым позорным орудием казни и вызывавший у людей только страх, после смерти Безгрешного Сына Божия стал для нас символом надежды и спасения. Впитав в себя кровь Невинной Жертвы, принесенной за человеческий род, он стал неким подобием райского древа жизни. От одного прикосновения к нему исцелялись больные и воскресали мёртвые. Крест, отнимавший жизнь как орудие казни, стал древом, дающим жизнь, надежду и спасение.

На кресте умер Праведный, не имевший не только греха, но даже и мысли о нём. Он умирал не за Себя. Он умирал за всех нас, за грехи мира сего. А ведь его земное тело было таким же, как и наши тела – оно было подвластно боли. Мы даже представить себе не можем, какую неимоверную боль испытывал Спаситель мира, умирая на кресте. «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия», – говорит апостол Павел в своём послании к Коринфянам (1 Кор 1:18).

Сегодня мы с вами приблизились к середине Великого Поста. В православных храмах для поклонения и в воспоминание о тяжестях страданий, которые перенёс Спаситель, выносится Крест. Эти воспоминания должны помочь нам, порой ропщущим на тяжести поста, совершить этот несравнимо меньший подвиг, который дарует нам Святая Церковь, чтобы хоть в малом приблизиться к великому подвигу Господа Нашего Иисуса Христа.

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», — говорит Христос (Мк 8:34). Тяжесть Креста Господня весьма велика. Именно поэтому каждому из нас в этой жизни даётся крест по нашим силам. Его лёгкость по сравнению с Крестом Спасителя мы не можем даже и представить. На пути несения этого Креста нам порой встречаются трудности и испытания, болезни и утраты, которые мы, должны принимать с молитвой, терпением и смирением, потому что это и есть то самое несение Креста, о котором говорит Спаситель.

Да, порой наш жизненный путь напоминает нам дорогу, выложенную острыми камнями, но мы должны помнить, что более лёгкий и гладкий путь ведёт в бездну. Преподобный Исаак Сирин в своих поучениях говорит: «Путь Божий есть ежедневный крест. Никто не восходит на небо, живя прохладно. О пути же прохладном знаем, где он оканчивается».

Мы с вами призваны сораспяться Христу, чтобы потом совоскреснуть с Ним для вечной жизни. Спаситель мира свободной волей избрал для Себя крестный жребий. Так же и мы должны своей свободной волей привести себя к самоограничениям в дни Великого поста. Но если мы посмотрим на себя со стороны, то возникает вопрос, на что мы годны если порой мы не можем отказаться даже от скоромной еды или от каких-то увеселений? Как мы сможем тогда противостоять многим более серьёзным соблазнам мира, которые готовит нам враг рода человеческого? О каких духовных подвигах мы тогда можем размышлять? А ведь ещё совсем недавно за одно лишь ношение креста на груди или хождение в храм, человек мог лишиться работы, а в более суровые для Церкви времена, и жизни. Нам должно быть стыдно за то, что мы, живя в такое благодатное время, не испытывая никаких притеснений и свободно посещая храмы, жалуемся и не можем понести порой Крест церковных установлений.

«Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте…». Вдумайтесь в смысл и значение этих слов. Господь славы, сын Творца и Вседержителя, на Кресте умер за нас грешных… Слова этой стихиры, дорогие братья и сестры мы сегодня услышим, когда будем со смирением и трепетом, с чувством собственного недостоинства подходить на поклонение ко Кресту. По словам святителя Феофана Затворника, «Крестом примирено небо с землею, низведен Дух благодати в освящение всех; почему бесы и не могут воззреть на крест: от одного вида бегут, как пред лицом ветра. Крестное знамение есть ограждение верующих и победное оружие на невидимых врагов».

Смиренное несение своего Креста дает человеку благодатные силы для отгнания демонов, стяжания чистоты жизни и душевного мира. Поклоняясь Кресту Христову не только внешне, но всем сердцем и всею душою, мы становимся наследниками победы Спасителя над злом.

Проповедь студента 3 курса бакалавриата чтеца Михаила Розвадовского, произнесенная в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 2 марта 2016 года за всенощным бдением накануне Недели Крестопоклонной.


Опубликовано 02.04.2016 | Просмотров: 291 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter