Чтец Иоанн Халюта. Быть чистыми как кристалл и твердыми как алмаз

Чтец Иоанн Халюта. Быть чистыми как кристалл и твердыми как алмаз

В сегодняшнем чтении Деяний святых апостолов мы слышали повествование о славных чудесах, совершенных апостолом Петром. Обходя христианские общины Палестины, и посещая вновь обращенных христиан в Лидде, местечке неподалеку от Иерусалима, апостол находит  некоего расслабленного человека по имени Эней, который уже восемь лет не вставал с постели своей. Из этого краткого описания можно предположить, что Эней даже не принадлежал к христианской общине, потому как не назван учеником.

Но далее происходит поразительное событие. Петр возвышает свой голос, как некогда это сделал его Божественный Учитель, обращаясь к расслабленному при «овчей купели», говорит: «Эней! Исцеляет тебя Иисус Христос, встань с постели твоей». Он не требует от недугующего ни любви  к Воскресшему, ни личного желания избавиться от болезни, но прямо посылает исцеление лишь Именем Христовым, словно прозревая готовность Энея принять Божественную помощь, и, наконец, уверовать. А с другой стороны это происходит для укрепления веры многих, ведь весть об этом событии очень скоро облетела окрестности, да и многие сами видели исцеленного, что и послужило обращению жителей Лидды ко Господу.

В следующем же отрывке показывается удивительная вера первых христиан из города Иоппии. Итак, в этом небольшом городе жила одна ученица, христианка, по имени Тавифа, что в прямом переводе означает «серна». Буквально парой слов описывается ее добродетельный земной путь, говорится, что «она была исполнена добрых дел и творила много милостынь». Являя пример истинной ученицы Христовой, она была уважаема и горячо любима в общине; но случается так, что Тавифа внезапно заболевает и умирает. Можно себе представить ту скорбь, которая охватила ближних почившей, но они не дают горю возобладать над собой, их укрепляет живая и действительная вера в своего Божественного Учителя, который множество раз восставлял умерших, и даже «четверодневнаго»; они помнят Его обещание «всегда пребывать неотступно», и поэтому точно знают, что Победитель смерти и сейчас вернет Тавифу к земной жизни.  С этой уверенностью они и пришли к апостолу Петру.

Апостол же, последовав за ними, незамедлительно прибыл в дом почившей, где нашел множество вдовиц, которые рыдали и показывали плоды земных трудов Тавифы; но Петр прибыл не для того чтобы утирать слезы скорбящим, но чтобы прославить Имя Христово. Он высылает всех вон из горницы, и коленопреклоненно обращается к Господу. По молитве же, как гром звучат его слова, словно сам Христос повелевает: «Тавифа! Встань». И сказано далее, что весть об этом облетела всю Иоппию, и многие уверовали, то есть проповедь апостола прошла успешно.

Примечательно то, что в обоих описанных в отрывке Деяний случаях чудотворения апостола Петра мы можем усмотреть аллюзию на картины Евангельских чудес, совершенных Господом нашим Иисусом Христом лично, а именно – на повествование об исцелении расслабленного в Иерусалиме (Ин 5:1-15), и на эпизод воскрешения дочери Иаира (Мк 5:35-43). Сходен в указанных повествованиях и контекст, и даже форма. Но именно это говорит о том, что Петр является продолжателем дела своего Божественного Учителя, и совершает все не своими «особыми способностями», но именно Его силой. Святитель Иоанн Златоуст замечает, что: «Одна и та же сила совершала чудеса и прежде Креста, и после Креста, только прежде Креста через Самого Христа, а после – через учеников Его». Петр даже будучи нареченным «камнем», знал, что сам не может ничего, но Имени Христову все подвластно, поэтому на свои силы не полагался, но сразу призвал Имя Господне.

Не единожды повторялись подобные чудеса в истории нашей Святой Церкви, как свидетельства реальности Воскресения и Спасения. Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, перенесение честных мощей которого, мы сегодня светло празднуем, также Именем Христовым, в одном из своих путешествий, возвратил юношу к жизни, и совершал множество исцелений.

Конечно примеры столь очевидных чудес поразительны, и они всегда становились самыми действенными «побудителями» к обретению веры. Но стоит помнить, что есть множество иных способов действия Святого Духа среди, и через членов Христовой Церкви, а в большей степени через ее служителей. Не обязательно исцелять больных и воскрешать умерших, чтобы нести спасительную весть миру, но  Божественный Учитель сам раскрывает в нас необходимые дары. Его сокровищница полна, и каждый получит из нее свою часть. Нам же в свою очередь необходимо иметь лишь веру. Святитель Николай (Велимирович) говорил о ныне чествуемом святом, что его «вера была чиста как кристалл, и как алмаз тверда». Именно обладая таким «кристальным» и «алмазным» качеством, мы будем готовы к принятию Божественных Даров.

Проповедь студента II курса Церковно-практического отделения чтеца Иоанна Халюты, произнесенная за Божественной литургией в Неделю о расслабленном и день памяти святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, 22 мая 2016 года в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова.  


Опубликовано 23.05.2016 | Просмотров: 200 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter