Чтец Федор Ибрагимов. Истина или смерть: в чем же смысл жизни?

Чтец Федор Ибрагимов. Истина или смерь: в чем же смысл жизни?

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Эту святую  и всеобъемлющую формулу нашего упования и спасения, дорогие отцы братья и сестры, повторяем мы ежедневно и ежечасно. Но всегда ли мы задумываемся над ее смыслом, тем, что стоит за ней, и к чему она нас призывает? Мы вспоминаем Имя Святой Троицы и посвящаем во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа  каждое наше дело, каждую нашу молитву, но достаточно ли этого? Далеко нет. Бог просит от нас большего. Он хочет, чтобы мы посвятили во Имя Его всю нашу жизнь, оставаясь верными Ему не только в минуты радостных созерцаний, но и в часы беспросветной тьмы, сгущающейся над нами, в волне гонений и лязганье железных засовов. И здесь перед нами, готовыми прожить нашу жизнь с Богом, встает вопрос: «А где же взять пример, где находится тот эталон, глядя на который, мы можем, не сбиваясь, верно идти за Богом? Где его найти в наш век забвения, когда переписывается история седой древности, меняются культурные ценности, отменяются мятежным миром святыни и отменяется сам человек в его богоподобии?» Ответ один – этот эталон хранится в Священном Писании и Священном Предании, которое оберегает Церковь, выкристаллизовывая  для нас адамантовый мост, соединяющий нас с  Богом. И сегодня, совершая память святой мученицы  Татианы, мы вновь обращаемся к Священному Преданию, дающему нам в ее жизненном пути наглядный урок  жизни, который она прожила во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Родившись в III веке в знатной римской семье, Татиана была дочерью знатного римского консула, тайно исповедующего христианство и привившего веру своей дочери. Достигнув совершеннолетия, она отказалась выходить замуж, решив отдать все свои силы на служение Церкви и людям став диаконисой. С очередными гонениями на христиан святая мученица была схвачена и после долгого принуждения принести жертву лжебогам, была осуждена на смерть за отказ поклониться идолам.

И такими примерами из жизни святых мучеников пестрит вся хроника христианства. Гедонистическому обществу XXI века может показаться абсурдным и даже неправдоподобным, как молодая и красивая девушка, дочь знатного и богатого чиновника может пожертвовать всем и принять за Христа даже смерть, отказавшись, казалось бы, от безобидного на первый взгляд действия принесения жертвы идолам. Ответ на этот вопрос напрямую зависит от того, что человек считает смыслом и целью своей жизни.

Имея свободу выбора, каждый из нас избирает смысл жизни, руководствуясь одним из двух путей. Первый путь ограниченного самозабвенного существования в рамках предметно-чувственного мира с его материалистическими законами, не выходящими за его пределы, глупо отрицающими Бога и сверхъестественную жизнь.  Его последователи вкушают  вместо истины некий суррогат в псевдотриумфальном лозунге «Бери от жизни все, поскольку живешь только один раз». Именно к ним обращены вечно живые слова Владимира Соловьева:

Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?

Вторым же путем идут те, кто свято верит и чтит Бога, те, кто осознают, что они входят в этот мир через оболочку тела, словно через двери, для того, чтобы приобщиться к любви Божией и стать частью Его творения. Такие люди имеют в глиняном сосуде тела неопалимую купину вечной души, готовой вознестись к своему Создателю через огонь любых испытаний. Для таких чад Бога нет компромисса между добром и злом, их выбор очевиден и лишен серых оттенков в черно-белой палитре добра и зла. Именно такие люди могут стать мучениками, не согласившимися предать Господа в час Гефсиманской ночи  страданий во мраке тюрем и лагерей. Ткань их жизни пронизана словами апостола Павла предостерегающего их от  идолослужения и говорящего: «Я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1 Кор 10:20-21) и потому они подобно мученице Татиане выбирают жизнь во Христе. Однако самое грустное в том, что, несмотря на все отрицания и ложные философские системы, выбравшие безбожный образ жизни рано или поздно встретятся с Богом, но вопрос в том смогут ли они очами души смотреть на своего Создателя и узнают ли Его?

Русский религиозный мыслитель, Семен Людвигович Франк, рассуждая о смысле жизни, писал: «Та, на  Синайских высотах поставленная  Богом,  через древний  Израиль,  всем  людям  и навеки задача: «жизнь и смерть  предложил я тебе, благословение и проклятие; избери  жизнь, дабы жил ты и потомство твое», – эта задача научиться отличить истинную жизнь от жизни,  которая  есть смерть, понять  тот  смысл жизни,  который  впервые вообще  делает   жизнь  жизнью,  то  Слово  Божие,  которое  есть  истинный, насыщающий нас  хлеб жизни».

Взглянув в лицо истории, мы видим как христианство неудобно и мятежно этому миру. Оно не стремиться вызвать гнев; оно вызывает его непреднамеренно, сохраняя верность Богу. Оно потому и неудобно, что никак не сводится к тем или иным направлениям или программам. Дело не в том, что христиане делают, а в том, чего они делать не хотят под диктовку духа времени. К.С. Льюис, размышляя на тему святости, пишет: «Христиане часто думают о том, как много страданий причиняет мир святым; но и святые причиняют миру немало страданий». Святые вызывают ненависть, их бояться те, кто не имеет ничего общего с Богом. Они показывают нам поры на лице жизни, говорящие о несовершенстве и отходе от богоустановленного порядка. Христианство, по мысли св. Игнатия Богоносца, «не в молчаливом убеждении, но в величии дела, особенно когда ненавидит его мир» (Рим 3). И это величие дела мы вспоминаем из года в год, уже 18 веков празднуя память святой мученицы Татианы, а вместе с ней и всех мучеников, засвидетельствовавших своим подвигом верность Богу, Именем Которого жили и дышали!

Дорогие отцы, братья и сестры, Господь к каждому из нас обращается со страниц Священного Писания следующими словами: «Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, [свят]». (Лев 20:7) Нам дан Богом удивительный потенциал, через который мы можем стать «солью земли». Мы порой даже сами не осознаем, как слишком велики мы для себя и какой вершины святости каждый из нас может достичь, сохранив веру как верность Богу и Его заповедям. Давайте будем стараться всегда осознавать, что, по словам Владимира Марцинковского,  «мы живем на этой земле для того, чтобы поработать над красотой нашей души, и жизнь есть огромная мастерская, в которой душа готовится для нового неба и новой земли», и по сути неважно сколько дней в нашей жизни, важно сколько жизни в наших днях, которые мы посвятим во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Проповедь студента II курса Библейско-богословского отделения Санкт-Петербургской Духовной Академии чтеца Феодора Ибрагимова,  произнесенная 25 января 2016 года в день святой мученицы Татианы и День российского студенчества в Смольном Воскресенском соборе за Божественной литургией


Опубликовано 25.01.2016 | Просмотров: 122 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter