Чтец Евгений Клыков. Страшный Суд: как унаследовать Жизнь Вечную?

Чтец Евгений Клыков. Страшный Суд: как унаследовать Жизнь Вечную?

Сегодняшний день в церковном календаре именуется Неделей о Страшном Суде. И cегодня Церковь в очередной раз приуготовляет нас к Великому Посту и предлагает нам задуматься, пожалуй, о самых сложных и важных вопросах для христианина: что такое Страшный Суд? Справедлив ли будет Судья? Как нам в конце своего земного бытия и в конце мира оказаться не там, где плач и скрежет зубов, а там, где нас ждёт Тот, к Кому мы приобщаемся за каждой Божественной Литургией?

Содержание притчи, прочитанной сегодня на Литургии, всем нам прекрасно известно и на первый взгляд кажется довольно простым: Господь, явившийся во славе, разделяет все народы и поставляет праведников по правую сторону от Себя, а грешников – по левую. Действительно, вроде бы всё просто и понятно.

Но давайте всё же задумаемся над первым из поставленных ранее вопросов: что такое Страшный Суд? Ведь обычно слово «суд» воспринимается человеком в юридическом смысле, как какой-то судебный процесс, где есть обвиняемый, адвокаты и грозный судья, выносящий приговор, порой слишком суровый и несправедливый. Такой ли суд ожидает нас? В чем же он будет состоять? Евангелие говорит нам: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет…» (Ин 3: 19). Или еще: «…ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его». (Мф 16:27). При буквальном прочтении этого евангельского стиха может сложиться впечатление, что нас всех ждет неминуемая погибель. Ведь, увы, порой грех проявляется в нас даже чаще, чем добродетель. Но, несмотря на это, мы всё же поднимаемся, стараемся идти к Богу, хоть и спотыкаемся на этом нелегком пути. И было бы нелепо полагать, что Господь Сам отправит нас в ад против нашей воли в наказание за какие-то грехи. Иначе как тогда можно говорить о Божией благости и любви? «Не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему», – говорит Господь устами пророка Иезекииля(Иез33:11). Именно поэтому, говоря о суде, нужно понимать, что человек сам выбирает свою судьбу как на земле, так и в Вечности. Выбирает ее своим образом жизни, своим служением Богу или же дьяволу. Конечно же, человек на жизненном пути может оступаться, впадать в какие-то грехи. Но всё равно, направление собственной души (к Богу, или от Него) выбирает сам человек. Если бы наше Спасение зависело бы только от Бога, то, безусловно, спаслись бы все. Но тогда, лишившись великого дара свободы воли, человек бы не был человеком, а был бы всего лишь куклой в руках Бога.

Можно ли считать Господа справедливым? Ведь если задуматься, то, безусловно, все мы грешим, и по справедливости, нас должна ждать никак не Райская обитель. «Требования правосудия Божия не выдерживают равновесия в сравнении с милосердием Божиим», – говорит преподобный Исаак Сирин. А значит и Суд Его будет проходить не по законам справедливости, а по законам милосердия.

В жизни у нас часто бывают какие-то важные встречи с людьми, и к этим встречам мы непременно готовимся. Когда человек зовет к себе домой гостей, то он убирает свой дом; когда к подчиненному на работу приезжает начальник с проверкой, то подчиненный старается довести документацию до совершенства, и так далее. Страшный же Суд – это самая важная встреча за всю человеческую историю, это сретение Бога и человека. А к самой важной встрече должна быть самая тщательная подготовка. Но на что же нам сделать упор в этой подготовке? На что будет смотреть Господь, когда придёт во славе Своей в окружении ангелов? На то, насколько уподобились Ему, на то, насколько наша любовь будет соответствовать той любви, к которой Господь нас призывал. Ну а в чем тогда должна проявляться эта любовь в первую очередь? В чем её критерий? Может быть, в строгом соблюдении постов, в чтении множества молитв, или же в исполнении прочих указаний церковного устава? В сегодняшнем Евангельском чтении Господь ясно даёт нам понять, что главный плод любви – это милосердие! Конечно же, это не означает, что нам не нужно соблюдать посты, ходить на службы, хоть изредка брать в руки молитвослов. Безусловно, всё это нужно. Но если не будет самого главного, то есть милосердия, дел любви в отношении ближних, то всё наше религиозное благочестие будет чистейшим фарисейством.

Дорогие братья и сестры! Стоит помнить, что с нас, находящихся в этих стенах, будет двойной спрос! Нам не только было проповедано Евангелие, но мы в той или иной степени дерзнули послужить Церкви Божией. Вступая на этот путь, мы должны ясно осознавать, сколько искушений нас ждет впереди, и стараться не давать ни единой возможности врагу рода человеческого заманить нас в его сети.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «При втором Страшном суде Божием большинство именующихся христианами, и притом православными, окажутся в тысячу раз хуже язычников, магометан, иудеев ради своей небрежности, спячки духовной и непознания себя…». Не приведи Господь нам, дорогие братья и сёстры, когда-нибудь оказаться среди тех, о ком говорит здесь святой. Чтобы этого не произошло, нужно чтобы всегда помнить слова Господа Нашего Иисуса Христа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13: 35). Пускай эти слова будут не только написаны в Евангелии и читаться за богослужениями, но навсегда будут начертаны на скрижалях нашего сердца. Тогда и предстоящий Великий Пост станет для нас не какой-то сорокадневной бесполезной диетой, а реально пойдёт на пользу нашей душе и приблизит нас Источнику нашего бытия.

Проповедь студента I курса богословского отделения магистратуры чтеца Евгения Клыкова, произнесенная за вечерним богослужением в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 19 февраля 2017 года.


Опубликовано 19.02.2017 | Просмотров: 141 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter