Чтец Димитрий Петров. Хождение во свете.

Чтец Димитрий Петров. Хождение во свете.

Сегодня мы слышали отрывок из послания апостола Павла к Ефесянам. Известно, что апостол жил и проповедовал в Ефесе во время второго посещения два года. Это очень большое время, судя по масштабам его миссионерских путешествий. И это понятно – в то время Ефес был крупнейшим городом в Малой Азии, центром культа Артемиды, интеллектуальной и философской жизни. Два года потребовалось апостолу, чтобы основать здесь Церковь, которая смогла бы выжить и противостоять заблуждениям иудеев, языческих культов, философских течений и зародившихся ересей. Обратившееся в христианство ефесяне, по словам апостола, были подобно свету посреди тьмы заблуждения и противления. Но и этот свет мог потухнуть. И апостол через какое-то время, находясь уже в заключении, в Риме, пишет своей пастве послание с предостережениями.

О чем же предостерегает их апостол?

Уверовавших и принявших крещение ефесян, он называет «светом в Господе». Действительно, благодать в таинстве крещения омыла и просветила их, усыновила их Богу. Но этого недостаточно. Свет, который в тебе, не может ли оказаться тьмой? Апостол увещевает: «поступайте как чада света». Он как бы говорит: раз вы усыновлены – поступайте как верные дети. Как чадо привязано к матери, так и вы прибудьте неразлучны, послушны Богу и Церкви. Не отделяйтесь от источника света, иначе вас подстерегает падение.

С одной стороны, апостол предостерегает их от опасности возвращения к прежней жизни. Но более опасно было подпасть под влияние той группы христиан, которые именовались николаитами [1]. Об этой ереси упомянуто в Апокалипсисе, где Господь через Иоанна Богослова обращается к Ефесской Церкви следующими словами: «Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела николаитов, которые и Я ненавижу» (Апок. 2:6). И апостол Павел призывает ефесян не участвовать в бесплодных делах тьмы. Что это за дела тьмы? Апостол пишет, что «о них даже стыдно и говорить». Последователи этого ложного учения были убеждены, что тело в отличие от духа есть греховное начало в человеке. И поэтому, потакая чувственности плоти, тело должно быть поругано, чтобы возвысилась свобода духа. Вот он результат отделения от источника света!

С одной стороны, это учение содержит элемент компромисса с языческим дуализмом, т.е. противопоставлением духа и тела. С другой же стороны, оно доведено до крайности искаженным пониманием постановления Апостольского собора о свободе от ветхозаветного Закона. Этим и объясняется такая вседозволенность и распутство. Свидетельства ранней Церкви [2] повествуют нам о том, что основателем этого учения был апостол от семидесяти, а также из числа семи диаконов Николай Антиохиец. По преданию он неправильно понял учение о христианской свободе. Несмотря на явное заблуждение, многие христиане были совращены этим учением. Поэтому-то апостол Павел увещевает ефесян, говоря: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы», а пастырей он призывает обличать это учение.

Далее в синодальном переводе написано: «смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы». Но если обратиться к другим значениям греческих слов этого стиха и сопоставить с контекстом нашего отрывка, то здесь говорится о непостоянстве света: что свет может смениться тьмой, а сама тьма представиться светом. Поэтому апостол призывает ефесян также быть искусными, чтобы сохранить данный им свет благодати, который так легко можно потерять.

Действительно, не нужно обязательно иметь определенные убеждения, подобно тем николаитам, чтобы творить бесплодные дела тьмы. Тьма нас всегда поджидает, ищет удобного случая. Никто от нее не застрахован. Примером этого является упомянутый уже ап. Николай Антиохиец. Вот и апостол Павел, как бы пытаясь развеять самоуверенность ефесян, под конец пишет об опасности такого распространенного обычая как пьянство. Наверное, нет более легкого пути для помрачения ума как пьянство. Это самый быстрый путь, чтобы стать уязвимой жертвой расчеловечивания.

И вообще, любое действие, совершенное вопреки воле Божией, под воздействием страсти — это и есть дело тьмы. А само нахождение в страсти – это и есть тьма. И самая опасная из страстей – гордость, которая отделяет нас от источника света, обрекает на духовную слепоту и обманывает нас.

Братья и сестры, наша жизнь подобна хождению, когда можно легко оступиться, споткнуться, пойти по неверному пути. И если мы хотим ходить во свете, мы должны беречь данный нам свет, который есть благодать Святого Духа. Нам нужно постоянно, как пишет апостол, исполняться Духом. Но нам надо также быть и рассудительными, хотя и это дар Святого Духа. И свидетельством того, ходим ли мы во свете, будет то, есть ли у нас плод Духа, а именно: благость, праведность и истина. Аминь!


[1] Свт. Епифаний Кипрский. Панарион.

[2] Свт. Епифаний Кипрский. Панарион; Сщмч.Ириней Лионский. Против ересей; Сщмч. Ипполит Римский. Обличение всех ересей.


Проповедь студента I курса церковно-практического отделения магистратуры Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Димитрия Петрова произнесенная за Божественной литургией в академическом храме Двенадцати апостолов в Неделю 26-ю по Пятидесятнице 22 декабря 2013 года


Опубликовано 22.12.2013 | Просмотров: 154 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter