Чтец Артемий Торопов. Смерти нет

Чтец Артемий Торопов. Смерти нет

Наша жизнь наполнена ощущениями, планами, надеждами, новыми открытиями, столько всего нужно увидеть, узнать, почувствовать. Мир велик и прекрасен! Но в этом огромном мире у нас очень МАЛО ВРЕМЕНИ, потому что все может закончиться в любой момент.

Почти две тысячи лет назад, Христос – Бог и Человек, боялся смерти, как порой любой из нас боится ее, даже отгоняя мысль о ее возможности. Христос преодолел смерть и страх перед ней. Многие христиане считают Пасху главным событием в мировой истории. Праздник праздников произошел, Христос вывел нас из ада, Он указал нам путь к вечной жизни. Но что это за путь? И какое имеет отношение это событие к нашему спасению? Почему мы так торжественно празднуем Воскресение Христово, вспоминая о нем за каждой Литургией?

Для каждого из нас окончание земной жизни, это – КАТАСТРОФА. Почему? А потому что мы не знаем, что дальше, мы не видим, что за той дверью, а БОГ ЗНАЕТ.

Иисус прошел человеческий путь до конца и в последнюю ночь остался абсолютно один, без помощи, без поддержки, без утешения. А ведь последние минуты – это очень важное время в жизни человека. И когда Христос молился в Гефсиманском саду, Он молился в понимании неизбежности грядущей смерти. Многие из нас недоумевают, почему Он плачет? Почему Он явно испуган? Потому что ОН РАЗДЕЛЯЕТ горе, страх, страдание. Точно так же, как Он на Кресте разделяет физическое страдание, которое может испытывать человек перед лицом смерти.

Из всех религий только в христианстве существует представление о том, что Бог страдает вместе с людьми. Но отсюда возникает самый сложный вопрос, который для многих стал причиной крушения веры: почему Господь допускает зло, болезни, войны, катастрофы?

Бог очень хотел бы вмешаться, остановить чью-то руку с ножом, не дать взорваться бомбе в летящем из Шарм-эль-Шейха в Петербург самолете, остановить террористов, захвативших заложников в Парижском кафе, хотел бы, но не может. Потому что Он НЕ МОЖЕТ ОГРАНИЧИТЬ СВОБОДУ людей. Он не стал ограничивать свободу людей еще на том этапе, на котором Адам с Евой совершали первый грех отступления от Него.

Говоря о грехопадении, Библия повествует о катастрофе космического масштаба – мир изменился. Мир стал БЕЗЖАЛОСТНЫМ, человек смертным и после смерти, его ждала пустота, без выхода, без надежды. Французский философ Люк Ферри, размышляя о том, что такое ад, говорит следующее: «Ад – это не  поджаривание на углях, настоящий ад – ОДИНОЧЕСТВО, отлучение от Бога, от любви».

Но это отлучение – не наказание. Вообще, идея наказания – это идея не христианская. Бог никого не наказывает, у Него одно желание: миловать и миловать. Но миловать насильно невозможно – человек, который всю жизнь убегал от Бога, не сможет с Ним быть.

Но когда мы начинаем искать Бога, стремиться к Нему, нуждаться в нем, мы понимаем, что не только тебе нужен Бог, но и БОГУ ТЫ НУЖЕН. Это ощущение взаимности – поразительный момент!

Именно из любви к нам Ему пришлось самому пройти через смерть. Как это понять, как это представить? Бог как человек стоит перед лицом смерти, Ему надо как человеку эту смерть принять, и Он ее принимает через страшную муку.

Последним искушением Христа было искушение ненавистью и презрением, которыми Его, висящего на Кресте, окружили люди, несколько дней назад встречавшие Его как Царя, люди, которых Он исцелял и учил Истине.  Они это делали, чтобы спровоцировать Его на какое-нибудь чудо. От Него звучит ответ: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят…» (Лк 23:34). Даже во время душевных, не физических страданий они ничего не смогли сделать. Он побеждает своей любовью и эту ненависть.

И каждое воскресенье перед нами икона со Христом, сошедшим во ад. Именно в этом смысл всего служения Христа – войти в смерть, войти в пустоту, где нет Бога, и вытащить оттуда людей. Ад, который закрывал навечно людей от Бога, разрушен. Поэтому теперь, после смерти, человека ожидает обратное – не смертная тоска, но воскресение, которое он предвкушает уже здесь.

Воскресение Спасителя есть утверждение невероятно важной для каждого человека идеи – зло не может господствовать вечно, ЗЛО ПОБЕЖДАЕТСЯ, побеждается силой Божией и в этом мире, и в жизни вечной. Воскресение Христово нам показывает эту всеобъемлющую ПОБЕДУ БОГА НАД ДИАВОЛОМ, а добра над злом. Аминь.

Проповедь студента 4 курса бакалавриата чтеца Артемия Торопова, произнесенная за Божественной литургией в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Неделю 28-ю по Пятидесятнице 12 декабря 2015 года.


Опубликовано 13.12.2015 | Просмотров: 245 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter