Чтец Антоний Давиденко: Внимать гласу Небесного Отца

Богоявление123123

Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами находимся в преддверии великого двунадесятого праздника Крещения Господня, более емкое и содержательное название которого – Богоявление. Это один из древнейших церковных праздников. Его установление относится ко II веку. О нем мы находим упоминания у святителя Климента Александрийского, святителя Ипполита папы Римского, святителя Григория Неокесарийского. До VI века в этом празднике вспоминалось все, что касается явления Господа во плоти, в том числе и Рождество Христово. Таким образом, лишь после VI века праздник Рождества Христова выделяется в отдельное празднуемое событие. Важность этих двух праздников одинакова, разница только в том, что при Крещении на Иордане Бог явил Себя миру явным образом, в то время как о Пришествии в мир Спасителя стало известно лишь волхвам и пастухам.

Отличительной чертой праздника Богоявления является Великое освящение воды. Совершается оно в воспоминание того, что Господь наш Иисус Христос своим погружением в Иордан освятил все водное естество, как об этом говорится в молитве на освящение воды. По традиции воду освящают дважды: в сочельник и в сам день праздника, при чем, в сочельник вода освящается в память крещения оглашенных, как это было принято в раннехристианские времена, а в день праздника – в честь празднуемого события. В Иерусалиме чин освящения воды в IV-V веках совершался на реке Иордан. В Русской Церкви также сохранялся этот обычай – освящать воду вне храма, на источниках. В этом есть и символическая связь с Крещением Христовым, которое совершилось вне Иерусалима.

Обратим же наше внимание на отрывок из второго послания апостола Павла к Тимофею, который читался сегодня за литургией. Апостол языков призывает Тимофея быть бдительным во всем, переносить скорби, совершать дело благовестника, исполнять свое служение (ср.: 2 Тим 4:5). Речь здесь идет, несомненно, о пастырской деятельности, о трудностях, которые ждут пастыря на его пути.

Бдительность, в славянском переводе – трезвенность, должна быть необходимой чертой не только пастыря, но и христианина вообще. Рассуждая над словами апостола Павла, святитель Феофан Затворник пишет: «Трезвиться – значит внимать всему, острозорко смотреть за всем и во все стороны, чтобы соответственно тому направлять свою пастырскую деятельность». Преподобный Нил Синайский о трезвении говорит: «Будем внимательны к себе, и не станем осмеивать других, ибо в нас самих много такого, над чем мы смеемся в других». Таким образом, трезвение для пастыря – это, во-первых, внимание к себе, к своему духовному состоянию, а во-вторых – внимание к духовной жизни своей паствы, ограждение ее от «волков мысленных» и от заблуждений.

В продолжение своего наставления апостол Павел приводит пример собственной жизни. Он говорит о скорой своей кончине и о том, что он исполнил Божественный замысел о себе.

Каким же образом этот отрывок относится к сегодняшнему празднику? Апостол Павел неоднократно говорит о подражании Христу. «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор 4:16), говорит апостол в первом послании к Коринфянам, а в послании к Ефесянам пишет: «итак, подражайте Богу» (Еф 5:1). В этих и других подобных случаях апостол Павел исполняет повеление Божие уподобиться Его святости. И в сегодняшнем чтении апостол языков, приводя пример собственной жизни, дает наставление Тимофею и в лице его всем пастырям полностью исполнить Божие призвание, Божественный замысел о себе. Эта мысль не лежит на поверхности, но ее можно выделить из события Крещения Господня, один из важных аспектов которого, как и многих других евангельских событий, – послушание воле Отца. Именно в послушании Божественной воле должна проходить вся жизнь христианина.

Сегодня апостол Павел дает наставление и нам – студентам духовных школ. Его слова в эти святые дни актуальны для будущих пастырей. С момента Богоявления на Иордане начинается общественное служение Спасителя, начинается его проповедь. Мы также сейчас делаем первые шаги, открывая путь нашего пастырского служения. Кто-то уже принял сан во время учебы, кому-то еще предстоит его принять, но основы дальнейшей пастырской деятельности закладываются сейчас и сегодня. От того, насколько серьезно и внимательно мы отнесемся к этому процессу, будет зависеть и все наше последующее служение.

Постараемся и мы, подобно святому апостолу Павлу, совершить течение нашей жизни достойно, в согласии с Божественной волей. Аминь!

Проповедь студента I курса магистратуры Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Антония Давиденко, произнесенная в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова за Божественной литургией в Крещенский сочельник 18 января 2015 года.


Опубликовано 18.01.2015 | Просмотров: 256 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter