Чтец Александр Осокин. Путь к покаянию

Чтец Александр Осокин. Путь к покаянию

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали притчу о блудном сыне, которая исторически получила широкий резонанс в мировой культуре. Частота аллюзий к рассматриваемой нами притче высока не только в церковной среде, но и в светском секулярном обществе. Притча глубока по смысловой нагрузке и несёт в себе немало интересных идей. Однако, для того, чтобы только кратко перечислить все оттенки мыслей, рожденных богословской, философской и художественной литературой в отношении притчи о блудном сыне, не хватит и десятков проповедей, потому постараемся раскрыть хотя бы несколько основных аспектов.

В контексте 15-й главы евангелия от Луки притча о блудном сыне направлена к фарисеям и книжникам, которые осуждали Христа за общение с блудниками и грешниками, говоря: «Он принимает грешников и ест с ними» (Лк 15:2). В ответ на такое горделивое и пренебрежительное отношение к грешникам Господь произнес три притчи: о пропавшей овце (Лк 15:4-7), о потерянной драхме (Лк 15:8-10) и притчу о блудном сыне (Лк 15:11-32). Каждую из этих трех притч завершают слова о радости при покаянии грешника: о радости «на небесах» (Лк 15:7), о радости «у Ангелов Божиих» (Лк 15:10), и, наконец, о призыве к радости старшего сына (Лк 15:32), то есть, – уже упомянутых книжников и фарисеев.

Итак, главный герой притчи Господа нашего Иисуса Христа – молодой юноша, младший сын зажиточного человека, обладавшего большим имением и слугами – просит у отца разделить имение и отдать причитающуюся ему долю. По законам ветхозаветного Израиля, отец мог и не удовлетворить просьбу сына, так как наследство обыкновенно передавалось после смерти родителя. Но отец, по своей безграничной любви, исполняет просимое сыном, который «по прошествии немногих дней… собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк 30:13). Он обнищал. Ситуация усугубилась тем, что в стране наступил сильный голод, и юноша был вынужден зарабатывать на жизнь, занимаясь грязной и презираемой всеми работой, пася свиней, почитавшихся в иудейском народе нечистыми животными. От голода он рад был напитаться «рожками, которые ели свиньи» (Лк 15:16), но даже такого совсем незавидного лакомства ему не давали. Бедственное внешнее положение, помноженное на мерзкое послевкусие греха, заставляет вконец исстрадавшегося юношу прийти в себя. И вот, в его сознании возникает помысел: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк 15:17,18).

Как юноша решил, так и поступил, наметив путь по направлению к отчему дому. Отец же, еще издали завидев своего возлюбленного сына, бросился ему навстречу, обнял и целовал его. Юноша на такой живой приём только и сказал: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк 15:21), – так и не успев продолжить мысль-просьбу об устройстве к отцу на работу в качестве наёмника. Отец не дослушал. Какая разница, что сын скажет дальше? Словно молния, следом за покаянием сына вырывается прощение, благословение и радость. «Одно только имя «отче» сразу же затушевало цвет греха и возвысило сияющую славу прощения».

Другой герой притчи – старший сын, – узнав о причине торжества в отцовском доме, даже не захотел войти, выразив свое недовольство возвращением брата и поступком отца. Отец же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15:32).

О чем же напоминает нам притча о блудном сыне? Прежде всего, она описывает отпадение грешника и возвращение его к Богу. Этот процесс можно перечислить прямо по пунктам:

  • просьба сына дать ему долю имения отца – это нетерпеливое желание самостоятельности и независимости от Бога;
  • уход сына в дальнюю сторону – полное порывание общения с Богом;
  • расточение своего имения в распутной жизни – страстное пребывание во грехе с употреблением своих талантов и дарований;
  • великий голод, нужда и недостойная работа – испытание душой последствий греха;
  • осознание своего греха перед небом и отцом – искреннее раскаяние;
  • желание устроиться к отцу хотя бы и наёмником – смирение;
  • принятие решения встать и пойти к отцу – мысль о действии;
  • и, наконец, подъём и реальное возвращение – это действие покаяния.

За прохождением этих этапов с нашей стороны следует активный ответ со стороны Бога. Ведь, по слову преподобного Паисия Святогорца, искреннее покаяние «впитывает в себя Божественную Благодать».

Вся наша жизнь – это самовоспитание для будущей жизни в Царстве Небесном. Не важно, каким образом, но любой ценой мы должны воспитать себя и прийти в такое состояние, при котором качества, определяемые Богом для жизни в обществе, станут для нас естественными. Иногда плата за незнание или нежелание, или нежелание узнать, бывает очень высока. Иногда приходится немало натерпеться прежде, чем до глубины своего существа познаешь, чего же хочет от тебя Бог. Вот и бедный блудный сын прошел через целый комплекс мрачных, противных Богу, а в итоге – и самому себе – душевных состояний прежде, чем искренне осознал, что порядок семейной любви скрывает в себе гораздо больше чего-то мощного и основательного, чего-тоболее фундаментального, чем яркая на первый взгляд, но, по сути, гнилая и недалекая, постепенно подводящая к печальному концу греховная жизнь.

Несчастный отец… Ему тоже пришлось немало натерпеться. Один сынок настаивает: «Дай мне следующую мне часть имения» (Лк 15:12), как бы говоря: «Ты для меня уже не существуешь. Дай мне то, что я прошу, прямо сейчас». Взял и ушёл. Другой сын: «Ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими» (Лк 15:29). То есть, «а мне – такому хорошему и послушному – ты не дал козленка, который, конечно, гораздо дешевле, чем откормленный теленок». По мысли протоиерея Александра Сорокина, «старший сын избирает путь расчетов, путь правовых отношений, на который члены семьи становятся более всего тогда, когда иссякает любовь. Святому произволу любви старший сын предпочитает контракт, и тем самым ставит себя в положение наемника», то есть, в положение, о котором, смирившись, хотел просить для себя младший сын. Но также необходимо помнить, «как старшему брату трудно было преодолеть свою ревность при виде столь «расточительной» милости Отца, так и блудному сыну трудно было поверить в возможность быть принятым в Отчий дом».

Братья и сестры, пожалеем же нашего Небесного Отца. Сколько Ему ещё терпеть наши выходки? Те, кто задержался в «стране далече», – возвращайтесь! Те же, кто всегда со Отцом, – радуйтесь и благодарите, усердствуйте ещё больше: на бескрайнем поле подвига и покаяния благодатного труда хватает всегда. Все же, будем помнить мысль апостола Павла, который в сегодняшнем уставном богослужебном чтении доносит до наших сердец слова: «Братья, все мне позволено, но не все на пользу» (1 Кор 6:12).

Проповедь студента II курса магистратуры библейско-богословского отделения чтеца Александра Осокина, произнесенная за Божественной литургией в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Неделю о блудном сыне 28 февраля 2016 года.


Опубликовано 28.02.2016 | Просмотров: 164 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter