Чтец Александр Копцев. Шествуя за Христом путем Спасительных Его Страстей

Чтец Александр Копцев. Шествуя за Христом путем Спасительных Его Страстей

Закончились дни святой Четыредесятницы, и мы вышли на последний рубеж, который отделяет нас от Светлого Христова Воскресения. В первый день Страстной седмицы Святая Церковь предлагает нам на Литургии евангельский отрывок, повествующий о том, как ученики приступили ко Христу с вопросами. Господь наш Иисус Христос предсказывает разрушение Иерусалимского храма и это пророчества порождает у апостолов два вопроса: «Когда это будет»? и «Какой признак Твоего пришествия и кончины века» (Мф 24:3)?

Святитель Иоанн Златоуст в своем толковании объясняет нам, что вопрос о кончине мира был задан апостолами в силу того, что ученики связывали разрушение храма с кончиной мира. Христос дает пространный ответ на вопрос Своих учеников и перечисляет те знамения, которые будут предшествовать каждому из событий. Господь предупреждает апостолов о грядущих соблазнах и страданиях, чтобы они были готовы противостоять искушениям и терпеть скорби. Это предупреждение и призыв актуальны и для нас. В оставшиеся дни приготовления к Пасхе диавол особым образом будет приступать к каждому из нас, пытаясь расхитить все то, пусть и малое богатство, которое мы постарались накопить за дни святой Четыредесятницы.

Вместе с тем, ответ Христа интересен нам не только с точки зрения содержания, но наставляет нас и самой своей формой. На совершенно конкретный вопрос учеников о времени разрушения храма и кончине мира Господь наш Иисус Христос начинает отвечать совершенно неожиданным образом. Он не называет дату грядущих событий и не сразу указывает те знамения, которые будут предшествовать им. Говоря «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф 24:4), Господь отрывает ум учеников от предметов не столь важных к тому, что действительно для них полезно знать.

Если мы обратим внимание на ответы Христа в Евангелии, то для нас отчетливее и глубже станут звучать слова, сказанные еще пророком Исаией: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис 55:8-9). Спаситель запрещает Своим ученикам, когда те хотели низвести огонь на самарян, не принявших Его. Обращаясь к ним, Он говорит: «Не знаете, какого вы духа» (Лк 9:55). Как и тогда, сегодняшний ответ Христа заставляет нас обратиться к исследованию того, какого мы, последователи Христа, духа.

Познание этого духа Христова и его стяжание наиболее действенно осуществляется в дни Страстной седмицы, когда Господь наш Иисус Христос терпит раны, заушения и оскорбления. И происходит это через шествование за ним на Голгофу. Святитель Иннокентий Херсонский указывает, каким образом мы, живущие сегодня, должны осуществлять это шествование. Во-первых, это шествование осуществляется через постоянное присутствие на богослужениях, в которых «живо отражается весь образ и вся постепенность страданий Христовых». Второй путь, который указывает святитель, это благоговейное чтение в Евангелии последних бесед и страданий Господа. Третий путь – не только чтение, но и размышление над страданиями, через что осуществляется сближение наше со страдающим Христом. Четвертый путь – это говение, которое осуществляется через пост, исповедь и причастие. По мысли святителя, пост очищает тело, исповедь – совесть, а Причастие не только сближает, но реальным образом соединяет нас с Богом. Последнее средство, которое указывает святитель, – это помощь страждущим ближним.

Дорогие отцы, братья и сестры! Настал последний, одиннадцатый час, в который призывает нас Бог потрудиться в Его винограднике и стать созерцателями Света Его Воскресения. Кто пребывал в праздности весь пост, пусть соберется с силами и потрудится эту неделю. Кто же трудился и от усталости готов воскликнуть словами пророка: «Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради» (Пс 108:24), тот да не унывает и взирая на проделанный путь и на Крест Христов не оставляет виноградника Христова. Вместе с тем, будем помнить, что Бог вседоволен и «не от рук человеческих угождение приемлет» (Деян 17:25). Он не требует от нас ни постов, ни молитв, ни длительных стояний, но как мы оставим Христа одного, как не пребудем с Тем, кто ныне идет на вольную смерть и «вся терпит мене ради осужденного»? В дни предстоящей седмицы, не тяготясь, но с любовью будем молиться за богослужением. Вне его же будем размышлять над последними днями земной жизни нашего Спасителя и в обессилившем и изнеможенном Теле Его увидим Силу и Свет Его Божества, который воссияет в своей полноте в дни светлого Христова Воскресения.

Проповедь аспиранта III курса Санкт-Петербургской Духовной Академии Александра Копцева, произнесенная в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Литургии Преждеосвященных Даров 25 апреля 2016 года.


Опубликовано 25.04.2016 | Просмотров: 154 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter