Архиепископ Петергофский Амвросий. Земной залог небесной встречи

Архиепископ Петергофский Амвросий. Земной залог небесной встречи.

Сегодняшний день носит удивительно красивое название — Встреча с Господом, Сретение Господне. В нашей жизни мы ежедневно встречаемся с людьми и разными событиями. Эти встречи бывают судьбоносными, радостными или печальными, они бывают важными и незначительными, но самая главная встреча, которую мы как христиане ожидаем на протяжении всей своей жизни — это встреча с Небесным Отцом. Мы ожидаем жизни будущего века, ожидаем Второго пришествия, но если здесь, в земной жизни, мы не переживем опыт встречи с Тем, Кто пришел на эту землю, воплотился, был распят и воскрес ради нас, то тогда вряд ли мы узнаем Его и пришедшим во славе, вряд ли и порадуемся этой главной встрече. Именно поэтому, каждый из нас, крещенный во имя Отца, Сына и Святаго Духа, имеет возможность и непременное стремление постоянно жаждать этой встречи со своим Творцом, с Единородным Его Сыном — Господом нашим Иисусом Христом, — и со Святым Духом, — с Богом, в Троице славимым и поклоняемым.

Более двух тысяч лет прошло с тех пор, как один престарелый благочестивый человек, возможно даже не очень известный среди множества людей Святой Земли, имел ту встречу, которая стала судьбоносной не только в его личной жизни, в жизни Церкви, но и для всего человечества. И сегодня миллионы людей произносят имя праведного Симеона, который жил благочестиво и вместе со всем Израилем ждал утешения и явления Мессии. На пороге своего земного бытия он Духом Святым прозрел эту встречу, и она состоялась, когда Богородица и Ее обручник Иосиф принесли Младенца в Храм, Симеон увидел этого маленького человечка и узрел в Нем Богочеловека — Того заповеданного и проповеданного Мессию, Которого он вместе со своим народом ожидал всю жизнь. Он произнес слова, которые мы ежедневно повторяем устами Церкви: «Ныне отпущаеши, раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое».

Как же верующее сердце жаждет, подобно праведному Симеону, произнести эти слова в последние мгновения своего земного бытия! В те секунды, когда душа будет уходить из тела, а личность будет переходить в иную реальность, неподвластную до конца нашему земному разуму — туда, где уже не в земных реалиях, но в вечности, человек встретится с Тем, Кому молится, Кого любит и Кого поставляет в центре всей своей земной жизни.

Ежедневно мы способны испытывать себя, какое же место в нашей земной жизни занимает Христос? Когда мы только просыпаемся, какие мысли для нас бывают первыми? Или какие действия мы совершаем прежде всего? Тянется ли наша рука к мобильному телефону, или мы вдруг думаем о каких-то предстоящих нам в этот день делах, или все-таки первая мысль, которая осеняет нас – это мысль о Боге? Мысль, которая воплощается в молитву, пусть даже в самых кратких и простых словах? Мысль, которая хотя бы на несколько секунд облекается в тишину, способную отсеять все суетные помыслы? Может быть даже, закрыв глаза, мы сможем ощутить себя предстоящими перед Всевидящим оком Господа и принести молитвы за то, что Он вновь привел нас к этому дню, и таким образом первое слово и первую мысль посвятить Небесному Отцу? И тогда, в течение дня, эта мысль наверняка будет возвращаться к нам, и мы будем понимать, что центром всех наших устремлений должен быть Господь, встреча с Которым — самая главная в нашей жизни, самая радостная и ожидаемая.

Когда же день склоняется к закату, когда мы намереваемся почить от предыдущих дневных забот – мы вновь должны помолиться. А после молитвы ни на что не отвлекаться и думать вновь только о Том, в руки Кого предаем в нынешний день свой дух и просим у Него благословения, милости и вечной жизни. Хорошо, если это будет последней мыслью перед отходом ко сну, который является образом смерти, ведь мы не знаем наверняка: неужели нам сей одр будет гробом или же Господь снова просветит днем наши окаянные души.

В нынешнем Евангелии, которое читалось за Божественной литургией, упоминается еще одно имя – имя праведной Анны Пророчицы, дочери Фануилевой. Мы узнаем из Евангелия о том, что она была девственницей и много лет прожила в целомудрии и святости. Не отходя от Храма, она славила Бога добрыми делами, постом и молитвой, за что заслужила эту удивительную встречу – видение Богомладенца Христа. Как много, дорогие братья и сестры, в нашей жизни означает Божий храм – место средоточия божественной жизни, особого присутствия Бога и особо тесной встречи с ним человека: в молитве, в покаянных слезах, в исповеди, в Таинстве Евхаристии. Этот пример должен быть всегда у нас перед глазами, чтобы увлекать на церковную молитву, дабы мы могли вместе со всеми иметь как можно чаще этот неповторимый опыт встречи со Христом.

В сегодняшний день мне хотелось бы рассказать еще об одном человеке, нашем современнике. Сейчас в Болгарии происходит погребение удивительного человека с необычным именем — Добре. Он жил созвучно своему имени – делал много добрых дел. Он дожил до 104 лет и, подобно престарелому Симеону, сегодня встречается в Небесном Царстве с Тем, Кому служил всю свою сознательную жизнь. Это был во всех смыслах необыкновенный человек. Внешне он выглядел подобно современнику еще преподобного Иоанна Рыльского: ходил в лаптях, имел обычную крестьянскую рубаху, длинные волосы, огромную бороду. С первого взгляда его можно было принять за нищего попрошайку, но при этом он был очень богатым человеком. Богатым как духовно, так и материально. Но при этом он ни одну копейку своего материального богатства не употребил для себя. Этот человек собирал деньги и строил храм в своем селе, и также помогал другим храмам. Однажды, он передал одному из служителей патриаршего кафедрального храма благоверного князя Александр Невского в Софии большую сумму, собранную им за много лет: 35 000 левов. Для сравнения, можно сказать о том, что патриарший кафедральный собор за год в качестве пожертвований от прихожан получает не более 3000 левов. Добре жил поразительно скромно в приспособленном сарайчике у церкви, очень скромно питался, а жизнь свою посвящал молитве и помощи православным храмам. Несколько дней тому назад он скончался и в нынешний день его погребают. Вот такая поразительная судьба человека XX-XXI века. Верю, что любовь к Богу, к храму, к Христовой Церкви, привела его к той неповторимой и вечной встрече со Христом, которую мы также чаем, но не всегда бываем к ней готовы в силу того, что не Христос, а многое другое занимает в нашем сердце центральное место.

Нынешний праздник, дорогие отцы братия и сестры, вновь и вновь напоминает о том, что вся наша жизнь исполнена разных встреч. Но главная встреча, к которой мы должны стремиться – это встреча с Богом. Вся жизнь человека исполнена постоянных падений и восстаний, но в этих падениях и восстаниях Христос желает быть вместе с нами. В самых трудных и даже некрасивых для нас обстоятельствах, Он хочет пребывать рядом, чтобы в тот момент, когда мы захотим встать – подать нам руку, и Своей божественной силой вновь восставить нас от греховного падения. Он желает, чтобы мы не пребывали в состоянии этого падения. Он знает, что мы немощные люди, но всякий раз стремится быть с нами, стремится к встрече с нами для того, чтобы вести нас по жизненному пути к той вечной встрече, перед которой мы готовимся произнести свое последнее «Ныне отпущаеши…»

«В чем застану в том и сужу», – обращается Господь к человеку. И мне хотелось бы пожелать всем нам, собравшимся в нынешний праздник Встречи со Спасителем, чтобы Господь нас застал в состоянии восстания, чтобы Он застал нас в состоянии встречи с Ним, дабы эта встреча была уже непрекращающейся в вечной славе Небесного Отца. Аминь.

Слово ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископа Петергофского Амвросия, произнесенное в праздник Сретения Господня, 15 февраля 2018 года за Божественной литургией в Соборе святых апостолов Петра и Павла города Петергофа.


Опубликовано 15.02.2018 | Просмотров: 244 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter