Архиепископ Петергофский Амвросий. Уроки мудрости из сокровищницы богослужебных текстов

Архиепископ Петергофский Амвросий. Уроки мудрости из сокровищницы богослужебных текстов

Каждое богослужение – это мир, который исполнен удивительного богатства. Богослужение — это не просто молитва. Часто бывает так, что богослужение для нас вовсе не является молитвой: мы приходим в храм, внешне присутствуем в нем, а мысли наши, сердце наше, все наши помышления находятся далеко за его пределами. Можно несколько часов простоять и ни разу не вспомнить о Боге, ни разу от всего сердца не помолиться Ему, ни разу не побеседовать с Ним. И вместе с тем богослужение – это возможность такой беседы, это возможность такого разговора, и это возможность наставления в своей жизни, возможность разрешения тех вопросов, на которые мы постоянно ищем ответы. И это разрешение действительно возможно во время богослужения, если мы внимательно будем вслушиваться, вчитываться и вдумываться во все то, что происходит во время всенощного бдения и Божественной литургии. И это не только апостольское или евангельское чтения. Это каждая стихира, это слова псалмов, это паремии – все это дает нам ответы на многие и многие вопросы, на которые каждое поколение постоянно ищет каких-то ответов, но не получает их, потому что не хочет прибегнуть к чистому источнику, которым является не человеческий, а Божественный разум.

Сегодняшнее евангельское чтение снова преподает нам множество уроков, среди которых особенно можно было бы отметить два. Евангельское чтение об исцелении согбенной женщины, которая восемнадцать лет не могла поднять свою голову, потому что болезнь ее скрутила так, что она не могла выпрямиться. У нее не было никакой надежды. И вот, ее исцеление происходит в синагоге. Ее исцеляет Христос. Мы читаем об этом как-то достаточно спокойно, даже не обращаем внимание на то, что это действительно является чудом. Но стоит только представить себе, что это бы случилось сейчас у нас на глазах, мы тут же исполнились бы ужаса, восторга, радости и недоумения. Однако же очень часто наше сердце остается холодным лишь потому, что это произошло когда-то и не с нами, и вроде как не имеет к нам никакого отношения.

Христос исцеляет эту женщину в субботу, то есть тогда, когда, когда по иудейскому закону ничего нельзя делать. В то время помощь человеку расценивалась как работа, а если иудей совершает работу в субботу, значит он подвержен осуждению, наказанию и презрению. Именно так воспринял это удивительное событие начальник синагоги. Он не набрался смелости обличить Христа глаза в глаза, а хоть и в Его присутствии, но как бы взирая мимо Него, обратился ко всем присутствующим в синагоге, с дерзким, вызывающим, обличающим и провокационным вопросом: «Как вы думаете, надлежало ли исцелить эту женщину, совершить это дело, ведь сегодня суббота, ведь Он нарушил закон, а значит повинен осуждению. А значит все, что вы о нем говорите, и все то почтение, которое вы Ему оказываете — все это ничто, все это ложь». «Сию дщерь, которую связал сатана, не надлежало ли исцелить в субботу?» — отвечает Христос. Если даже животное, попавшее в трудную ситуацию: в силки или ловушку, — по иудейским законам можно вызволять в субботу, то как не вызволить человека? Как же человека не исцелить от этой болезни, пусть это и суббота, ведь человек намного выше чем животное и человек намного выше чем закон, чем любые системы, чем любые формы, чем любые правила. Именно так учит о человеке христианство, но не так бывает в жизни.

Когда происходят войны, и люди мешаются в один большой конгломерат и личность исчезает, получается масса, пушечное мясо и никто не думает об отдельном конкретном человеке. Один знаменитый математик говорил о том, что он рассматривает людей как множество чисел, а человека как одно из этих чисел. Для него люди — это числа. Сегодня мы живем в то время, о котором некоторое время назад в «Письмах Баламута» так хорошо написал известный христианский писатель Клайв Льюис. На предмете «Введение в аскетику» мы обычно предлагаем прочитать это произведение и написать отзыв. Для многих эти письма являются своего рода открытием. «Христианство и кризис, христианство и новая психология, христианство и новое общество, христианство и исцеление верой, христианство и вегетарианство, христианство и реформа орфографии. Если уж приспичило быть христианами, пусть будут христианами с оговоркой. Пусть для них заменой самой веры будет какая-нибудь мода с христианской окраской…» — наставляет своего племянника баламут. Эти письма показывают, как удивительно за красивыми вывесками «Церковь и культура», «Церковь и спорт»,«Церковь и молодежь», «Церковь и общество»,«Церковь и патриотизм» скрывается изощрённая хитрость врага нашего спасения.  И как эти лозунги на самом деле уводят человека совсем в другую сторону. Туда, где человек теряет себя как личность, где растворяется в общей массе, в какой-то красивой идее, которая уничтожает самого человека и уже не позволяет всем другим рассматривать его как отдельное, выделенное из этого мира, единственное и неповторимое Божие творение.

Сегодня мы живем во время именно таких глубочайших и очень искусных искушений,  когда деятельность школ и институтов оценивается не по тем результатам, которые получает от них общество, не в лице тех людей, которые выходят из этих учебных заведений, но по тоннам бумажных отчетов, испещренных цифрами и выполненных по правилам Министерств и ведомств. Человек сегодня растворяется в графиках, числах, статистике и, увы, это также происходит и у нас с вами: Евангелие в цифрах и графиках. И за этим мы тоже можем потерять человека, обезличить его, превратить в одну из цифр на странницах многотомного отчета. Именно так иудеи, фарисеи и книжники, которых обличал Христос относились к человеку. Но тогда это были иные формы. Сегодня, когда мы говорим о фарисействе, о книжничестве и о том, что часто обличал Христос, мы представляем себе некие суеверия или слишком формально правильных людей, которые действительно ценят форму, сохранившуюся в церковном Предании. Однако за этой формой они не видят человека или поставляют ее как главный символ или идол, который заслоняет суть христианской жизни. От этого подчас уходят в другие крайности — пытаются абсолютно освободиться от всяких форм и в том числе от форм, связанных с Преданием Церкви, с богослужением, с поведением, с молитвенным предстоянием, с теми формами, которые нам оставило Предание, которые созидались духом отцов Церкви и многими поколениями и по сей день хранят в себе этот дух. Пытаются освободиться якобы, от фарисейства, но создают себе новые формы. Они виртуальны и невидимы, они представляют собой отсутствие тех форм, от которых хотят избавиться. И однако же это новые формы, вот только заполненные пустотой, лишенные богатства церковного Предания и опыта молитвы, опыта духовного делания, опыта борьбы с собственными страстями, опыта не развлекательной молитвы, опыта стяжания Духа Святого — всего того, что является сутью нашего делания, пребывания на земле. Всего того, что нам дает правильный ориентир, потому что без этих ориентиров так легко потеряться. Ведь даже преждевременное бесстрастие опасно. Это мнимое бесстрастие, в котором опытный взгляд видит духовную болезнь, повреждение человека, грозящее ему неминуемой катастрофой и останавливает его. И все это хранится в тех формах церковного бытия и церковной жизни, которые мы подчас рационалистически отрицаем, пытаясь подменить их, на самом деле совсем примитивными и маленькими знаниями, или тем, что имеет лишь прикладное значение в жизни Церкви.

И еще один момент, которому нас учит сегодняшнее Евангелие. Никогда не нужно откладывать на завтра то добро, которое можно сделать сегодня. Христос не стал ожидать следующего дня, и, несмотря на возможное осуждение иудейского общества, Он исцелил человека именно в субботу. Потому что завтра к Нему приступят еще многие люди и потребуют Его слова, Его участия, Его молитвы. Потребуют от Него чудес, новых исцелений и всего того, чем Он доказывал Свое Божественное происхождение.

Богослужение — действительно удивительное училище жизни во Христе. И сама жизнь. Богослужение — это удивительная сокровищница, даже просто человеческой мудрости, которую каждое поколение способно усваивать от предыдущего. Но так уж случилось, что это усвоение в семьях, в школах, сегодня происходит очень слабо. Не в той мере, в которой оно может быть передано так, чтобы последующие поколения усвоили его в достаточной степени.

Взять хотя бы вчерашнее чтение паремий. Какие замечательные слова, обращенные к девушкам и женщинам того времени. «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, а сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Пет 3:4). Какие красивые слова! И какой удивительный образ жизни стоит за этими словами, образ жизни, которую предлагает святой апостол не только своим современницам, но и нынешним девушкам и женщинам, обращаясь к ним сегодня голосом Церкви. Красота всегда внутри. Скромность и молчаливость, в которых заключаются настоящий ум и глубина. И тогда, когда много слов, много суеты, нескромности и заискивания — все это говорит о внутренней пустоте, о бедности человеческого ума и сердца.

Действительно, мир очень изменился. Сегодня женщины становятся бизнес-леди, не думают о том, чтобы создавать  семьи, а заведя мужа, не думают о том, чтобы рождать детей. Как говорят психологи, «синдром отличницы», навязанный ещё с детства, сопровождает таких на протяжении всей их жизни. Отличницы, получающей пятерки и добивающейся того, чтобы ее похвалили родители и друзья, чтобы ей восхищались. И этот комплекс отличницы, увы, губит человеческую жизнь, не позволяет человеку жить полноценно, нормальной семьей.

Как удивительно изменилась сегодня ситуация. В то время, когда раньше именно юноша добивался сердца своей возлюбленной, сегодня девушки пытаются добиться сердца тех, на ком остановили свой выбор. Но ведь «Христос вчера и сегодня и той же во веки» (Евр 13:8), и какие бы правила не существовали в миру, в христианском обществе суть должна остаться неизменной: «Сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Пет 3:4). И вот таких примеров, которые преподносит нам богослужение множество.

Поэтому я призываю всех вас, дорогие братья и сестры, не пропускать мимо ушей все то, что происходит в Церкви, не проносить мимо сердца, не пробегать в суете и в погоне за теми идеями и мыслями, которые влекут нас за порог храма — в мир, а стараться вникнуть, услышать и задуматься над всем тем, что нам хочет сказать Церковь и понять это. И тогда не нужно будет никаких проповедей, никаких слов, которые мы пытаемся произнести, чтобы расшифровать хотя бы несколько слов богослужения, потому что само богослужение Святой Православной Церкви является потрясающим богатством, самой большой в мире сокровищницей, никогда неиссякаемой, из которой каждый из нас может получить неизмеримое богатства, если только сам откроет для него свое сердце.


Опубликовано 14.12.2015 | Просмотров: 361 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter