Архиепископ Петергофский Амвросий: «Смирением крестным силу Божию восприяла…»

Она безропотно принимала все обиды и огорчения, со смирением, с улыбкой несла тот самый крест, который она вслед за Христом подъяла в своей собственной жизни. Сегодня мы прибегаем к ней, молимся и прославляем ее, поем ей торжественные песнопения. Но блаженная Ксения ожидает от нас и другого – того, что она ожидала от своих современников, когда своим собственным поведением показывала им что-то нехорошее или же мирно, с улыбкой, но вместе с тем строго обличала их в неправедной жизни.

Юродивые и блаженные – именно эти люди особенно почитаются народом, именно они находят особенно трепетный отклик в сердцах и памяти людей. Подвиг юродства – самый необыкновенный и трудный среди всех христианских подвигов. Нам уже во многом непонятно то, когда человек, стараясь быть совершенным, отказывается от имущества. Отчасти понятен, но в большинстве недостижим подвиг строжайшего поста и непрестанной молитвы. Но когда люди отказываются от самого великого дара жизни – ума, ради того, чтобы мнимым безумием обличить в настоящем безумии мир, живущий в грехах и пороках – это становится совсем непонятным и трудно вмещается в человеческое сознание. Однако мы знаем, что уже в христианской Византии были люди, которые брали на себя подвиг добровольного безумия. Четырех канонизованных блаженных знает Византия, а затем этот великий дар перешел на Русь. Около сорока блаженных юродивых знает Русская Церковь: и это только признанных и почитаемых всей Церковью, а сколько еще таких мнимых безумных – ведомых и неведомых, которые в предыдущие столетия и десятилетия подвизались добрым подвигом, обличая мир в грехе и неправде, показывая их совершенно необычным способом, подчас ведя себя неразумно, может быть, даже некрасиво, бескультурно, но, тем самым, говоря людям об их подлинном состоянии – состоянии внешнего благополучия, но внутреннего расстройства и, на самом деле, истинного безумия.

Подвиг блаженной Ксении начался очень рано. Представьте себе молодую женщину двадцати шести лет, которая, потеряв своего мужа, отказывается от собственного имени, от  собственного “я”, от собственной личной жизни и с того момента называет себя именем мужа. Что это? Ее родственники и многие знавшие ее до этого, конечно же, думали, что она сошла с ума, потеряла рассудок, но это было мнимое безумие. Своим подвигом блаженства и юродства она удивительным образом отметила святость, нерушимость, единство и целостность брака – «сего ради оставит человек отца своего и матерь свою и прилепиться к жене своей и будут два плотью единой». Но какое же счастье, когда эта единая плоть становится еще и единым духом – именно такой была семья, которая так рано распалась в связи со смертью мужа блаженной Ксении, перешедшего в жизнь вечную неподготовленным, что вызвало большое страдание в сердце любящей его супруги, решившей всю свою оставшуюся жизнь жить ради спасения его бессмертной души: раздать все что есть, скитаться, терпеть голод, холод, наготу.

«Смирением крестным силу Божию восприяла еси» – поется в тропаре блаженной Ксении. Обычные мальчишки – уличные хулиганы, осмеивали ее, кидали в нее камнями, обзывали ее и насмехались. Однако она безропотно все принимала и со смирением, с улыбкой несла тот самый крест, который она вслед за Христом подъяла в своей собственной жизни. Сегодня мы прибегаем к ней, молимся и прославляем ее, поем ей торжественные песнопения. Но блаженная Ксения ожидает от нас и другого – того, что она ожидала от своих современников, когда своим собственным поведением показывала им что-то нехорошее или же мирно, с улыбкой, но вместе с тем строго обличала их в неправедной жизни.

У каждого человека есть свои пороки, ошибки, грехи. Некоторое из них тянутся на протяжении многих десятилетий и уже пустили огромные и сильные корни, которые очень трудно выкорчевать, очень трудно от которых избавиться. И в сегодняшний день блаженная Ксения ожидает от нас хотя бы маленьких шагов, принятия какого-нибудь пусть небольшого решения, чтобы не сразу, конечно, абсолютно изменить свою жизнь и сделать ее кристально чистой и праведной, что невозможно для человека, но хотя бы на полшага стать ближе к Богу, ближе к той удивительной, необъяснимой, величайшей святости, которую мы сегодня прославляем в лице святой блаженной Ксении Петербургской. Давайте попробуем совершить ее почитание именно так – в своей собственной жизни, подвигом усилия над своим внутренним человеком, хотя бы совсем немножко изменив себя и приняв для себя те решения, которые наверняка станут судьбоносными в деле нашего спасения.

Приходя ныне к гробнице святой блаженной Ксении и вознося свои моления, мы верим, что ни один из нас не отойдет без помощи и утешения от места ее погребения. Мы верим, что она слышит наши молитвы, что она видит наполненность наших сердец, что она зрит наше будущее и знает наши мысли с помощью тех неизреченных великих даров, которые она получила от Бога за подвиг своего жизненного юродства.

Слово архиепископа Петергофского Амвросия, произнесенное после Божественной литургии и Крестного хода, перед храмом Смоленской иконы Божий Матери на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга, в день празднования прославления святой блаженной Ксении Петербургской 6 июня 2014 года.


Опубликовано 06.06.2014 | Просмотров: 227 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter