Архиепископ Петергофский Амвросий. Слово перед Святой Плащаницей

Архиепископ Петергофский Амвросий. Слово перед Святой Плащаницей

Сама Плащаница, являясь евангельской страницей, испещренной Христовыми страданиями и строками невыразимой Божественной любви, говорит о себе, открывает нам пасхальную тайну, в которой две ее грани – Страдания и Славы Единородного Сына Божия взаимно проникают друг в друга и составляют одно неделимое целое.

Святая Плащаница – это не просто лик лежащего во гробе Господа Иисуса. Святая Плащаница – это лик тайны, это лик Великой субботы.

Страстная суббота – это особый промежуток во времени, это граница между временем и вечностью, это особая область, нейтральная территория между смертью и воскресением, в которую вступил Христос, неся на Себе страдания, принятые за каждого из нас, за каждого жившего, живущего и еще не родившегося на земле человека.

Каждый раз, предстоя у Святой Плащаницы и созерцая предел Христовой любви и предел отдаленности человека от Бога, чувствуешь и понимаешь, что здесь упраздняется власть и сила любого, самого мудрого и проникновенного слова и наступает власть молчания в созерцании: «Да молчит всяка плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом».

Святая Плащаница безмолвно, но сильно свидетельствует о невыразимой, невозможной и неповторимой в истории мира и всего человечества части земного времени, в которое вошло Воплощенное Слово Божие – Христос, разделивший с нами, с людьми, не только саму смерть, но и наше, человеческое, пребывание в ней. И это тоже предел. Невозможный, но совершившийся предел единства Бога с человеком. Предел, в котором Бог постигает абсолютное одиночество человека, куда не доходит любовь, где властвует отчаяние и нет никакого утешения. Это и есть ад…

Пребывая в смерти, Иисус Христос переступил порог этого одиночества, чтобы дать нам путь к выходу из него. Так самая темная тайна веры становится самым светлым и ярким знаком бесконечной надежды, потому что любовь вступила на заповедную территорию смерти.

Святая Плащаница, как в зеркале, отражает состояние сегодняшнего человечества. Оно стремится сокрыть Бога во гробе, привалив к нему неподъемный камень. Именно поэтому на земле все больше пустоты и растерянности, уныния и одиночества. Их густой мрак все больше и больше обволакивает землю. Но именно эта тьма Великой Субботы взывает к тем, кто стремится к жизни и в первую очередь к нам христианам. Ведь и нас не обходит стороной эта тьма.

В Святой Плащанице мы видим не только образ распятого, умершего и погребенного Бога. Сквозь тьму, накрывшую землю в момент смерти Христа на Кресте, мы видим свет; очами веры мы взираем не на поражение жизни и любви, нет, мы смотрим на их победу – победу жизни над смертью, любви над ненавистью.

Подобно тому, как в своем родном Сыне Та, которая выносила Его и дала людям, видит Его Божество и даже в своем человеческом материнском горе и плаче уже предвкушает и созерцает очами веры грядущее Воскресение Своего Сына.

Она видела Его, родившегося в Вифлеемских яслях. Она стояла у Его Креста и видела, как Его распинали. Она видела Его сразу после смерти, как Его снимали с Жертвенника нашего спасения, обвивали плащаницею и полагали во гроб.

В плаче Божией Матери, который Церковь слышит в словах канона после выноса Святой Плащаницы, мы слышим, как в Ее душе запечатлелся образ Ее замученного Сына, но этот образ будет обязательно преображен лучами воскресения. А потому, молясь сейчас словами плача Пресвятой Богородицы, будем учиться у Нее видению Господа Иисуса Христа очами любви и веры, умению увидеть в Его бездыханном теле ночь, за которой обязательно последует рассвет, и стараться понять, что совсем скоро рука Воскресшего Господа будет протянута к нам для того, чтобы поднять нас и вывести на свободу.

Cлово ректора СПбПДА архиепископа Петергофского Амвросия, произнесенное у Святой Плащаницы в Великую Пятницу 13 апреля 2012 года.


Опубликовано 18.04.2014 | Просмотров: 224 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter