Архиепископ Петергофский Амвросий. Личность преподобного Сергия Радонежского в контексте истории Православной церкви XIV века: великий русский святой и его современники

«Игумен земли Русской», как его издревле благоговейно именуют чада Русской Православной Церкви, – один из величайших русских святых. Мудрый богопросвещённый подвижник и основатель одного из крупнейших русских монастырей – Свято-Троицкой Лавры, до наших дней называемой в его честь Сергиевой, – преподобный Сергий Радонежский окружён в нашей церковной традиции особым почитанием.

Масштаб личности преподобного Сергия, его роль и значение для судеб Русской Церкви выходит далеко за рамки, типичные для других подвижников и игуменов монастырей, живших в прошлом. Сокрывшись от мира в глухих лесах Радонежского края, освободив ум от попечений мира сего и возвысив свои помыслы для непрестанной молитвы Богу, преподобный Сергий, тем не менее, Самим Божественным Подвигоположником был вознесён на высокую свещницу общецерковного и общенародного служения. Рaдуйся, преслaвне Сeргие, Отeчеству твоему пресветлый светильниче (Служба на преставление преподобного Сергия. Стихиры на вечерне) – взывает к нему Святая Церковь. Эти слова отражают значение, высоту и многогранность патриотической деятельности преподобного.

И в то же время преподобный Сергий не одинок в истории русского православного подвижничества. Есть святые, без которых не мог бы столь ярко зажечься свет его личности, или без которых его уединенный подвиг оказался бы скрыт под спудом истории. Многие из этих святых – православные христиане иных Поместных церквей. Поиску исторических параллелей, связывающих подвиг преподобного Сергия с подвижничеством других замечательных святых ХIV века и посвящен наш доклад.

Великий подвижник

Ко времени земной жизни преподобного Сергия православное монашество, в организацию и духовную практику которого новая струя была внесена исихазмом, обретает новое дыхание. Исихия – умное монашеское делание, заключающееся в возделывании почвы собственного ума и очищении помыслов, совершаемом посредством сосредоточенной жизни и Иисусовой молитвы. Именно в XIV веке исихазм через святителя Григория Паламу сделал великое приношение православному догматическому богословию – учение о нетварных Божественных энергиях, которое, родившись из полемики Церкви с католическими богословами, легло в основу православного учения о видении Бога и мистическом соединении с Ним.

Среди православных народов, в том числе на Балканах, в начале второго тысячелетия воссияло множество славных подвижников, одно перечисление которых потребовало бы значительного времени. Важно, что среди них немало славян – болгар и сербов, таких как преподобные Иоаким Осоговский (ΧΙ-ΧΙΙ в.), Прохор Пчиньский (XI в.), Петр Коришский (ΧΙΙΙ в.), Ромил Раваницкий (ΧΙV в.). Преподобный Сергий Радонежский – видный член этой духовной дружины, и его образ великого аскета, понятный верующим из братских славянских Церквей, роднит наши народы. Духовная близость православных славянских народов той эпохи подчеркивается тем, что уже в начале XV века к жизнеописанию преподобного Сергия обратился серб – церковный писатель Пахомий Логофет.

Учитель монашества

Исихазм представлял собой целую школу, в которой навыки монашеской жизни передавались от учителя к ученикам. На Балканах монашество также было настоящим движением, представители которого вошли в историю как «сербские синаиты». Учителя славянского монашества той поры – Григорий Молчальник и Ромил Раваницкий – оставили после себя множество учеников. Преподобный Сергий Радонежский также стал главой целой монашеской школы. Пустыню яко грaд соделав, в нeй множества монaхов собрaл еси слaвити многопетую Троицу (Служба на преставление преподобного Сергия. Стихиры на стиховне) – так Церковь формулирует его духовное водительство для многочисленного круга его «собеседников» и последователей.

Ученики преподобного Сергия разошлись по всей Руси, возглавив важнейшие монастыри и явившись основателями новых. Слава о нем дошла даже до Константинопольского Патриарха Филофея (1300-1379), который направил к нему посольство, передавшее преподобному Патриаршее благословение: крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалялись его добродетели и давалось благословение на введение в монастыре общительного жития.

Молитвенник за Отечество

В XIV столетии вся Восточная Европа стала ареной драматических событий, связанных с борьбой православных государей за свободу христианского мира от натиска иноверных завоевателей. В защите отечества и духовном просвещении вверенных их попечению народов государям активно помогали великие православные подвижники. Об этом сохранились знаменательные легенды.

В 1379 году князь Лазарь, ставший в последствии великомучеником, узнал, что в пределы Сербии пришёл со своими учениками великий афонский старец Григорий Молчальник, ученик преподобного Ромила Раваницкого. Князь Лазарь вышел навстречу святому к реке Млава. Их беседе мешал шум мчащейся воды. Преподобный Григорий велел реке умолкнуть и в воцарившейся тишине благословил князя. При поддержке князя Лазаря преподобный Григорий основал монастырь Горний Иерусалим (Горняк), наставил сербское монашество и укрепил дух верующих перед грядущими тяжкими испытаниями.

В то время османские набеги опустошали Балканы. Преподобный Иустин Челийский писал: «Турки постоянно продвигались вперед огнем и мечем, неправдой и насилием прокладывали себе дорогу все дальше и дальше на запад». В 1385 году пала София, ещё через два года – Солунь, а в 1386 году – важный сербский город Ниш.

В 1389 году в битве на Косовом поле святой князь Лазарь сразился с войском Османского султана Мурада I. Накануне князю было открыто, что если он хочет утвердить свой народ в Православии навеки, то ему придётся потерпеть поражение и погибнуть. В сражении князь принял великомученический венец и был погребён в Раваницком монастыре, старцы которого наставляли его в продолжении земной жизни.

Наступление турок на Балканах продолжалось. В 1393 году они вошли в столицу Болгарского Царства – Тырново, а ещё через три года полностью захватили Болгарию. Но сломить дух православных они так и не смогли, потому что воевали против земного оружия, в то время как сила народа Божия, совершаясь в немощи (2 Кор 12:9), имеет в своей основе веру и благочестие.

В это же самое время на востоке происходил противоположный процесс – Русь освобождалась от давнего ига Золотой Орды. В 1380 году на русской земле произошло судьбоносное сражение с врагами христианства – битва на Куликовом поле. Святой великий князь Димитрий Иванович Донской лично прибыл в обитель преподобного Сергия Радонежского, чтобы получить благословение святого старца на сражение с ханом Мамаем. Игумен земли Русской не только напутствовал князя и предсказал его победу, но и дал ему в войско двух иноков своего монастыря – Пересвета и Ослябю.

Образ преподобного Сергия как духовного сподвижника великого князя и вдохновителя борьбы с иноверными завоевателями органически вплетён в историю XIV века, понятен и близок сердцу и уму православных во всём мире.

Небесный покровитель книжности

XIV век вошёл в историю не только как время тяжёлых испытаний, но и как эпоха «православного Возрождения» – подлинного расцвета церковной славянской книжности.

В Болгарии святой патриарх Тырновский Евфимий (1325-1403) начал реформу богослужебной литературы, стремясь очистить и возвысить славянский язык, воссоединяя расходившиеся друг от друга отдельные национальные славянские традиции. Труды Евфимия Тырновского и его учеников вдохновили соработничество учёных монахов из разных православных народов.

Над переводом и переписыванием книг трудился в Царьграде в 1354-1355 году перед своим поставлением святой митрополит Алексий Московский. Его перу приписывается «Чудовская» рукопись Нового Завета. Митрополит Алексий предлагал преподобному Сергию Радонежскому стать его преемником на Московском митрополичьем Престоле, а следовательно знал не только о высоких духовных дарованиях святого, но вероятно и о его любви к книжности.

Среди тружеников славянского Просвещения был и любимый ученик преподобного Сергия игумен Высоцкого монастыря Афанасий. Преподобный Афанасий бывал на Святой Горе Афон и жил в Константинополе, общаясь с видными книжниками того времени и отправляя на Русь переписанные им самим ценные книги, в том числе «Око церковное» – Иерусалимский богослужебный устав, который впоследствии был введён на Руси.

Ныне, когда Московские духовные школы находятся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в чём нельзя не усмотреть знак особого Промысла Божия, духовное образование в России имеет замечательного небесного покровителя. Санкт-Петербургские духовные школы, ощущающие духовную поддержку от воина Христова, святого благоверного князя Александра Невского, которые располагаются рядом с посвященной его имени Лаврой, также чтят основоположника монашества в Московской Руси – преподобного Сергия.

В заключение уместно вспомнить слова выдающегося русского историка В. О. Ключевского, который писал: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило – самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание. Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты». Присоединяясь сегодня к празднующим святую память преподобного Сергия, мы становимся сопричастниками его подвигов и перенимаем его дело светить всему миру на свещнице, но не под спудом.

Литература

  1. Jустин (Поповић), архим. Житиjя светих. Београд, 1977.
  2. Амфилохий (Радович), митр. Синаиты и их влияние на духовную жизнь Сербии XIV века // Основы православного воспитания. Пермь, 2000.
  3. Петр (Пиголь), игум. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999.
  4. Кириллин В.М. Славянское православное возрождение.
  5. Кириллин В.М. Второе южнославянское влияние в Древней Руси: реформа книжного языка.
  6. Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908.
  7. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1991.

 

// Доклад ректора Санкт-Петербургской православной духовной академии архиепископа Петергофского Амвросия на VIII Международных образовательных Сретенских чтениях «Преподобный Сергий Радонежский. Русь: наследие, современность, будущее» 9-10 февраля 2014 года, Хельсинки (Финляндия)


Опубликовано 10.02.2014 | Просмотров: 258 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter