Архиепископ Петергофский Амвросий. Жизнь христианина немыслима без жизни духовной

Первая седмица Великого поста

Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, мы вступили в период Великого поста. Бог уже в который раз в нашей жизни открыл для нас врата своих небес. Хозяин пира снова зовет в свои божественные чертоги любви, но войти в них может лишь тот, кто способен открыть Ему свое сердце.

Жизнь христианина немыслима без жизни духовной. Главное предназначение Церкви в этом мире — привести своих чад к жизни в единении с Богом, приобщить их к опыту богопознания.  Еще несколько десятков лет тому назад для тех, кто отстаивал веру в лютую годину гонений, это было совершенно очевидным. Обожение было главной целью и опытным переживанием всей их жизни. Сегодня мы живем в эпоху, когда в церковной жизни может сложиться представление, будто смысл христианской жизни заключается в служении обществу, а не в созидании личных отношений с Богом в евхаристической общине Церкви.

Одной из главных составляющих христианской жизни всегда было внимательное отношение к своему внутреннему миру. Ведь святость человека определяется не героическими поступками, не внешней, показной стороной, как бы прекрасно она не выглядела.  Святость проявляется на уровне бытия, в стремлении человека к всестороннему единению со своим Божественным Спасителем. А это значит, что в жизни христианина его человеческое начало не должно быть оторвано от духовного, а познание Бога может совершаться только вместе с познанием самого себя.

Еще Платон говорил о том, что тот, кто не задается вопросами о самом себе, является далеким от человеческого образа жизни. Знаменитая фраза «Познай самого себя», подхваченная святыми отцами-каппадокийцами, святым Амвросием Медиоланским и блаженным Августином, была высечена еще на фронтоне дельфийского храма Аполлона. Поразительно, что над этим задумывались язычники! И как печально, что среди христиан немало людей, для которых этот вопрос вообще не стоит на повестке дня.

Без внутренней работы над собой, без усердия в самопознании христианской духовной жизни просто не может быть, как не может быть в таком случае и молитвы.

К большой нашей общей печали сегодня совершенно очевиден разрыв между внешней церковной жизнью и внутренней, духовной жизнью. Как горько признавать, что плевелы мира сего сильно заглушают самые добрые ростки даже в вертоградах, призванных растить гигантов духа — служителей Слова Жизни и самой жизни во Христе. Но ведь даже здесь богатство часто превозносится над мудростью, известность и родственные связи чтятся выше личной добродетели и достоинства, успех выше красоты сокровенного в сердце человека. Слова несут скверну мира, чувства и поступки вызывают злорадный смех существа, который только и ищет, как бы надругаться над образом и подобием Божиим.

Князь мира сего более всего желает, чтобы Церковь обмирщалась, теряла дух, чтобы чада и служители ее уходили во внешнее, с пути внутренней духовной жизни, познания себя и искания Бога. Это самая большая опасность! Когда Церковь обмирщается, когда в лице своих служителей она несет в себе мирской дух, тогда она становится слабой, неспособной воспринять и вместить в изобилии изливаемую благодать, проповедовать Евангелие.

Бешеный ритм, заглушающий голос совести и мира, звучит из наушников, в диком темпе сменяют друг друга картинки на экране мониторов, все это и многое другое, что ворвалось в нашу жизнь особенно в последние годы, сбивает с пути познания самого себя, уводит в сторону от исхода в свой внутренний мир, мешает честно задать себе самые важные вопросы: кто я? откуда я и куда я иду? в чем смысл моей жизни? И не просто задать эти вопросы себе, но сделать это размышляя, обдумывая, внутренне переживая.

Это трудный и очень болезненный процесс, потому что он открывает нам наше несовершенство, обнажает самые больные нервы, показывает ограниченность, открывает ужас пороков, являющихся частью нас самих, всего того, что мы стремимся скрыть от самих себя, вытеснись из своего сознания, не желаем знать. Но познавая себя такими, какие мы есть на самом деле, мы получаем способность открыть свое сердце Тому, Кто дает благодать и исцеление сердца. Осознавая свою ничтожность и вместе с тем познавая Бога, мы опытно постигаем действие Божией благодати, милосердия, прощения и любви нашего Спасителя.

Самопознание без богопознания приводит человека в уныние и отчаяние. Богопознание без самопознания порождает гордыню и является причиной глубочайшего, могущего стать трагическим, заблуждения.

Пусть благоприятные время поста поможет нам исправить кривизны наших сердец. Пусть то, что некогда было теоретическим, отвлеченными знанием, становится для каждого из нас все более и более личным опытом. Пусть непременным опытом нашего духовного пути будет познание самого себя и познание Бога, который ждет, что мы по-настоящему, а не лицемерно, откликнемся на Его приглашение и займем достойное место в Царстве Его Божественной любви. Аминь.

Cлово ректора Санкт-Петербургской православной духовной академии Архиепископа Петергофского Амвросия 3 марта 2014 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, после повечерия с чтением Великого Покаянного канона


Опубликовано 23.02.2015 | Просмотров: 218 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter