Архиепископ Петергофский Амвросий. Доверять Небесному Отцу

Архиепископ Петергофский Амвросий

Сегодня мы слышали одну из самых красивых и проникновенных притч, повествующую о двух братьях и их отце. В этой притче удивительным образом обозначается в греческом тексте слово «имение». Блудный сын, который расточил свое имение, расточил свою сущность. Именно словом «усия» обозначается то имение, о котором говорится в притче. Блудный сын, ушедший от своего отца, потерял свою сущность, свое лицо. Он потерял самого себя в отрыве от своего отеческого дома.

Эту притчу действительно можно назвать притчей о двух братьях, она и начинается со слов: «У некоторого человека было два сына…» (Лк. 15, 11).

Второй сын, о котором также говорилось сегодня, наверное еще и потому не хотел принять заблудшего брата, потому бросал упрек своему отцу, что где-то, в глубине души, он сожалел о том, что сам не попробовал всего того, что испытал младший брат, что сам не воспользовался ложной свободой, которой тот воспользовался. Ведь наверняка ему этого хотелось и он, стиснув зубы, терпел, а теперь не понимал от чего, на самом деле, он себя уберег и что он не ценит в доме своего родного отца.

И, наконец, эта притча об отце, о доброте любви и всепрощении которого мы сегодня говорим… Эта притча заканчивается очень многозначительно — у нее нет конца. И о нем наверное можно и дальше много рассуждать, предлагать различные варианты продолжения этой приточной истории: возможно первый сын снова ушел в страну далече, а может быть и не раз уходил; может быть и второй сын тоже ушел и неизвестно, кто из них сколько раз уходил из отеческого дома и сколько раз возвращался. И неизвестно, сколько раз отец выходил навстречу и прощал…

Из евангельской истории мы знаем,  что не все раскаявшиеся внешне, бывают прощены Богом. И что же, получается, притча не имеет смысла или является какой-то неполной и односторонней? Ведь мы помним, что среди апостолов был тот, кто предал Христа. В Священном Писании сказано, что он «раскаявшись, возвратил тридцать сребренников,.. говоря: согрешил я, предав кровь невинную!» (Мф. 27,3). И все же, он не оказался вновь в сонме тех, кто окружал Божественного Учителя. Неужели у Христа не хватило любви простить этого апостола, бывшего своего ученика?

Наверное, ответ на этот вопрос можно попытаться найти в другом евангельском событии, в том месте, где Господь говорит, что Он есть Хлеб, сошедший с Небес, и тот, кто будет вкушать Его Тела и Крови,  будет иметь жизнь вечную. Это слово многих людей соблазнило, потому что они поняли, что обманулись в Том, Кого считали спасителем от римского ига. И многие, как мы знаем из Евангелия, отошли тогда от Христа, а Господь, обратившись к оставшимся ученикам, сказал: «Не хотите ли и вы отойти?» (Ин. 6, 66-67). Не хотите ли вы оставить Меня, как и те? Тогда Петр, водимый Духом Святым, ответил: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты — Христос, Сын Бога живаго» (Ин. 6, 68). «Сначала уверовали, а потом познали, а не сначала познали, а потом уверовали» – говорит блаженный Августин. Те, кто остались со Христом, верили Ему и не потеряли к Нему веру. Но тот единственный, который впоследствии не удостоился прощения, не верил своему Учителю, он давно потерял в веру в Него. И находился рядом с Ним либо для того, чтобы осуществить свои земные цели, либо для того, чтобы отомстить Ему за то, что Тот не оправдал его чаяний. Будучи зилотом, Иуда тоже хотел, чтобы Иисус стал земным царем, и при этом, соответственно желал занять какое-нибудь место при Нем. Затаив зло и обиду от неоправдавшихся ожиданий, он предал Христа. Не веря в Его Любовь и Сыновство Небесному Отцу, Иуда, все это время, пока притворно и лицемерно находился рядом со Христом, постоянно предавал Его.. Наверное, было бы более честно вместе с другими просто отойти. Ведь впоследствии, многие из тех, кто отошли, наверняка, благодаря тому, что поступили честно, вновь обрели дорогу в дом Небесного Отца. Но этот человек поступил нечестно. Он давно не верил своему Учителю, однако же продолжал оставаться рядом с Ним. И в результате не смог получить то прощение, вместить те любовь и доброту, которые Небесный Отец изначально приготовил для каждого человека.

Поэтому в этот день хотелось бы пожелать, чтобы в нас, на какие бы распутья мира мы не выходили, никогда не угасало доверие к Небесному Отцу. Пожелать веры в то, что Он всегда следит за нами, что любит нас, что мы привязаны к Нему Его Любовью, Его отеческой тоской по нам… Знать, что где бы мы не были,  когда бы мы ни возвратились, если только не будем лгать себе и Ему, мы всегда будем прощены и познаем Его безмерную любовь и прощение. Но это  знание предваряется верой. И только тогда, когда мы будем хранить ее, несмотря на любые наши состояния и ошибки, мы сможем познать, Кто есть Христос, вместить в себя Его доброту и отцовскую ласку, которыми Он навсегда покроет все наши недостатки и немощи. Аминь.

 

Слово архиепископа Петергофского Амвросия по окончании Божественной литургии в академическом храме в Неделю о блудном сыне, 3 марта 2013 года.


Опубликовано 07.02.2015 | Просмотров: 369 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter