Архиепископ Петергофский Амвросий. «Даруй мне зреть моя прегрешения»

Великий пост

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Господи, Царю! Даруй мне зреть моя прегрешения и не осуждать брата моего!

Словами этой молитвы, мы, дорогие братья и сестры, много раз в день мы обращается сейчас к Богу. В ней – стремление и мольба прийти в то внутреннее устроение, которое должно быть присуще христианину: видеть себя грешным и никого не осуждать.

«Первым признаком начищающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных как песок морской» – говорит преподобный Петр Дамаскин.

Видя себя «в одеянии стыда», «под тяжким бременем», взирая на свои «нечестивые дела и непотребную жизнь» (Великий канон во вторник первой седмицы), разве может человек свысока смотреть на своего ближнего и выносить о нем свой неправедный человеческий суд?

Однако жизнь наша наполнена осуждением, злоречием, сплетнями, клеветой. Бывает, подчас и поговорить больше не о чем, как только о ком-то, непременно осудив и осмеяв других людей. Все это искажает нашу человечность. Человек, живущий осуждением, сплетнями и клеветой, унижает себя сам, отталкивает от себя людей и становится копилкой чужих грехов, показывает свое несовершенство, ведь мнение о людях – это зеркало собственной души. Осуждение, сплетни, клевета опасны, разрушительны для Церкви, если она, в лице составляющих ее людей, заражается этим страшным вирусом.

Как бы мы отреагировали на троекратное отречение Петра или жизнь гонителя Савла; какой приговор вынесли бы Марии Египетской, если бы были их современниками? Мы очень хорошо замечаем чужие недостатки и грехи, но не видим только грехов своих и уж тем более абсолютно недоступно нашему глазу покаяние людей, подвергающихся нашему осуждению.

Святитель Иоанн Златоуст говорил своим прихожанам: «Если мы не сделали ни одного греха, но осуждаем, то один этот грех сводит нас в преисподнюю».

«Грех осуждения так противен Богу, что Он прогневляется, отвращается даже от угодников Своих, когда они позволят себе осуждение ближнего: Он отнимает у них благодать Свою» – вторит святому Златоусту святитель Игнатий, еп. Кавказский.

Внимательные к своему внутреннему миру подвижники пустыни оставили нам в назидание поучительные истории, на примере которых мы можем задуматься над тем, что делает с человеком грех осуждения, как вести себя, если клевета касается нас самих, как уберечь себя от ржавчины этого греха, когда, кажется, риска невозможно избежать.

В Отечнике есть рассказ об авве Макарие: Когда он был молод и жил в келье неподалеку от деревни, случилось, что одна девушка из этой деревни, впала в грех. Она оклеветала Макария. Жители деревни вытащили его из кельи, повесили на его шею закопченые котелки, отправили в город, а по дороге били его и рассказывали всем про то, какой он совершил грех, едва не забив до смерти. Его заставили написать расписку, что он будет кормить оклеветавшую его девушку. Макарий согласился и только тогда его отпустили. Он пришел в келью, отдал послушнику все сплетенные корзины, велел их продать, а деньги отнести этой женщине на пропитание. «Ну вот, дружище, теперь у тебя есть жена и тебе придется работать больше, чтобы прокормить ее»- сказал сам себе пустынник. Он работал днем и ночью и все заработанные деньги отправлял ей. Когда пришло время рожать, она не могла разрешиться от бремени. Ей пришлось признаться, что она оклеветала Макария и только после признания смогла родить. Об этом сообщил верный своему авве, несмотря на позорную клевету, послушник. «Вся деревня хочет сюда придти, прославить тебя и покаяться» – добавил он. После этого авва Макарий, испугавшись, что людская слава повредит ему, встал и ушел с того места.

«Если Тебя кто-то оклеветал, не робей, но принеси покаяние со словами: «прости меня, я больше так поступать не буду», – все равно, знаешь ты или не знаешь, за что тебя оклеветали» – говорит авва Исаия.

Как же отлична логика и правда пустынников – великих учителей и способных учеников училища божественной правды, от логики мира сего. Мы хорошо усвоили последнюю, но к великой горести, так плохо понимаем правила жизни духовной, игнорировав которые, христианин просто перестает быть христианином.

Есть еще одна замечательная, современная притча:

Одна семейная пара переехала жить в новую квартиру. Утром, едва проснувшись, жена выглянула в окно и увидела соседку, которая развешивала на просушку выстиранное бельё.

— Посмотри, какое грязное у неё бельё, — сказала она своему мужу.

Но тот читал газету и не обратил на это никакого внимания.

— Наверное, у неё плохое мыло, или она совсем не умеет стирать. Надо бы её поучить.

И так всякий раз, когда соседка развешивала бельё, жена удивлялась тому, какое оно грязное.

В одно прекрасное утро, посмотрев в окно, она вскрикнула:

— О! Сегодня бельё чистое! Наверное, научилась стирать!

— Да нет, сказал муж, – просто я сегодня встал пораньше и вымыл окно.

Молитва преподобного Ефрема Сирина очень хорошо показывает, что всё зависит от окна, через которое мы смотрим на происходящее. И прежде чем осуждать других, необходимо задуматься, насколько чисты наши сердца и намерения! Аминь.


Cлово ректора Санкт-Петербургской православной духовной академии Архиепископа Петергофского Амвросия 4 марта 2014 года, во вторник первой седмицы Великого поста, после повечерия с чтением Великого Покаянного канона


Опубликовано 24.02.2015 | Просмотров: 252 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter