Архиепископ Петергофский Амвросий. Божественное право – прощать.

Архиепископ Петергофский Амвросий. Божественное право – прощать.

Прощение открывает для человека те необозримые горизонты совершенства, которые некогда оказались закрыты вслед за закрытыми вратами Рая; оказались закрыты именно по вине Адама, не нашедшего в себе силы попросить прощения и простить самому.


Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

С большой тревогой в душе, с болью в сердце от попыток разделения братских, единокровных и единоверных народов, с великой скорбью взирая на временную победу звериным оскалом смеющегося дьявола, забросившего руками давно предавших Христово достояние восхитителей земной власти ядовитые плевелы вражды, лжи, мнимой свободы и эфемерных обещаний «новой» жизни, в трудный час для нашей Православной Руси вступаем мы, дорогие отцы, братья и сестры, в нынешнее поприще Великого Поста – этот оазис духовного утешения и обретения новых сил в пустыне человеческого страдания.

Сквозь опустившуюся ночь Церковь поведет нас, кучку пилигримов, доверившихся Ей, нашей Матери, к Источнику Жизни и Света, к Тому, Кто рассеет мглу и разрушит неправду, лишь бы мы шли, не взирая ни на что, не оглядываясь назад, подобно жене Лота. Но чтобы князь мира сего не подстерег нашу Матерь-Церковь и не захватил ее в свои звериные лапы, мы должны вверить Ее Единственному, Кто сможет смотреть прямо в глаза злу и победить его.

Бог – наша надежда! Как бы ни бушевало зло в этом мире, оно все равно – ничто, потому что самым сильным является Бог. Его сила способна прийти даже через наши немощь и несовершенство, когда мы захотим принять из рук Его Церкви щит и меч в войне против того рода, который изгоняется только молитвой и постом (Мф 17:21)

Мы – всего лишь кучка паломников по земному пути времени. Но мы – часть наших народов и всего человечества и от того, насколько мы сможем приблизиться к Богу, очистить свои сердца от скверны, исцелить их и соделать вместилищем Невместимого, будут зависеть судьбы многих людей, народов и всего человечества. Соль земли (Мф 5:13) благословлена Самим Богом хранить человечество от гниения, разложения и зла.

Не смолкает в веках призыв Христа к святости, призыв к человеку достичь того состояния духа, при котором он сможет быть вечным собеседником своего Великого Творца. Этим призывом было движимо христианство первых веков, этому призыву следовали святые всех времен. Но на пути своего технического развития и стремления к комфорту и удобству, человечество все меньше и меньше уделяло внимания этому призыву и он стал гаснуть и глохнуть в неумолимой суете повседневности.

За комфорт окружающего нас мира мы сполна заплатили уничтожением мира внутри нас. Того самого мира, который иначе назван Христом Царством Небесным: «ибо Царство Божие внутри вас есть». И дабы оградить это царство, этот внутренний Эдем, этот потерянный человеком рай от полного и тотального поглощения царством века сего, Церковь устанавливает с самых ранних веков своего существования Святой Великий Пост – время особого внимания к этому внутреннему Эдему, время особого общения с Богом, с которым некогда Адам мог говорить лицом к лицу, под покровом прохлады в тени.

Если мы хотим познать самих себя и уразуметь всю правду о себе, узреть свою истинную сущность и посредством благодати преобразовать ее в подлинно христианскую сущность, нам нужно много размышлять, молиться, делиться своими благами, выявлять живущее в нас зло и соблюдать пост.

Воздержанием от пищи – с помощью обуздания этой жизненно важной потребности, мы будем учиться распознавать в себе и приводить в полезную меру и другие многочисленные потребности, учиться дисциплинированному отношению с Богом, с другими людьми, с действительностью.

Пост должен стать для нас аскезой в области потребностей и воспитанием в сфере наших желаний. То комфортное и обмирщенное христианство, которое с легкостью способно упразднить пост как что-то не существенное, не очень важное, сводит духовную жизнь лишь к ее интеллектуальному аспекту и все больше отожествляет себя с общественной моралью, – такое христианство теряет свою соль и смысл и по сути перестает быть христианством.

Пост и молитва – это главный путь к невозможному!

Войти в Великий пост – значит встать рядом со Христом против греха, принимая как по одиночке, так и в общине нашей академической семьи, всей Церкви и всего мира духовную битву против миродержителей тьмы века сего. Именно поэтому мы много времени будем уделять молитве.

Всякий христианин, а тем более – регент, певчий, иконописец, монах и священник, должны быть людьми молитвы. Время, которое мы тратим на молитву – это время самой настоящей нашей жизни. Только молитва способна оплодотворить бесплодную и засохшую почву наших сердец, претворить воду в вино; войну – в мир; разрушить зло и воцарить добро.

Однако мы будем молиться не для того, чтобы сказать Богу, что Он должен сделать для нас, а чтобы услышать о Него, что мы должны сделать. Но чтобы услышать голос Божий, давайте в эти дни хотя бы максимально тише сделаем голос мира сего.

Наступает время обновления – возможность откликнуться на пламенный призыв Христа и вступить в отчаянную схватку за свой потерянный рай, за свое внутреннее Царство Небес. Но начало этой сложнейшей стези требует от нас совершить решительный первый шаг, ибо начало всякого дела это показатель той самоотдачи, с которой мы готовы исполнить его до конца.

И этот самый шаг, с которым мы вступаем на долгий сорокадневный путь, ведущий нас от осознания мрачных глубин собственного несовершенства к недосягаемой высоте абсолютного совершенства Воскресения Христова, мы совершаем с вами сегодня, прощая и испрашивая прощение.

Не для слова, не для формы, не для вида и не из-за необходимости послушания традиции, а из-за осознания той колоссальной силы, что заключена в прощении, ибо в прощении человек поистине становится сыном, достойным своего Совершенного Отца, повелевающего солнцу восходить над праведными и над грешными. Кто может прощать? Только Бог! Поразительно! Но Бог дает нам, людям, свое божественное право – прощать!

Прощение открывает для человека те необозримые горизонты совершенства, которые некогда оказались закрыты вслед за закрытыми вратами Рая; оказались закрыты именно по вине Адама, не нашедшего в себе силы попросить прощения и простить самому.

Эта древняя первородная обида и поныне живет в каждом из его потомков, в каждом из нас. Видя, сколь велика пропасть, созданная человеческой обидой и человеческим непослушанием, во исполнении времен сам Сын Божий, Посланник Великого Совета, вершащий волю Своего Отца, пришел к людям, дабы протянуть им руку нового примирения, новой дружбы, Нового Завета.

А потому главная задача, поставленная во временной земной жизни перед каждым человеком, – преодолеть со своей стороны эту древнюю обиду и протянуть свою руку навстречу руке Божией, руке Сына Человеческого, протянутой к нам с Креста.

В Евангелии перед нами отчетливо раскрыта Правда Божия, логика Его суждений: «вы сделали благо одному из малых сих, а потому вы сделали благо и Мне». В свете этой логики примирение с Богом достигается через примирение с ближними. А подлинного и настоящего примирения с ближними достигает лишь тот, кто примирился с собой, со своим внутренним миром, со своим Царством Небесным.

С другой же стороны, правда Божия, логика Царства Небесного Отца, принесенная людям Иисусом Христом, состоит еще и в том, что наше прощение и примирение должно быть абсолютным. Для Царства Небес не приемлемо служение двум господам: невозможно прощать в храме, а за его пределами проклинать, невозможно прощать лишь одних людей, а других ненавидеть.

Христос недвусмысленно дал понять всем нам, что в Его Царстве нет места тем, кто делит людей на эллинов и иудеев, обрезанных и необрезанных, потому что в этом Царстве все и во всех Христос.

Правда Божия особо остро ставит всех нас перед недвусмысленным выбором сегодня, в страшные дни, когда брат поднимает руку на брата, когда те, кто еще в совсем недавнем прошлом были фактически единым народом, единым целым, а сегодня уже со страниц газет, с экранов телевизоров и с высоких трибун проклинают друг друга и втаптывают ногами в грязь то великое и нераздельное, что досталось нам от наших славных предков.

Во всей этой страшной и странной ситуации, во всей этой игре теней, когда уже нет белого и черного, но остается лишь серая полуправда, замешанная на лжи, позиция Церкви, позиция каждого христианина может быть лишь одна, как лишь одна была принесена этому миру Благая Весть, столь бережно и усердно хранимая веками великой славянской цивилизацией, а ныне под суровыми порывами ветров новых западных «ценностей» беспощадно рушимая и попираемая: Церковь в лице каждого ее верного члена должна собственным примером показать двум нашим братским народам, каждый из которых движим ныне своей логикой и своей правдой, что есть еще и Высшая логика и Высшая правда, перед Которой все едины и все равны, в глазах которой нет украинцев или русских, нет сторонников старых или новых политических режимов. Это Высшая Правда призывает всех нас сегодня к прощению. К нелицемерному и глубокому прощению, которое исключает какую-либо вражду и ненависть.

Среди тех, кто находится сегодня в этом храме, я, ваш недостойный послушник и архиерей, больше всех нуждаюсь в вашем прощении. В своем служении я не всегда являюсь должным примером и образцом. Мне не хватает терпения, любви, мудрой строгости, жертвенности. Всякий недозревший в нашем вертограде плод или загнившая ягода почти ежедневно отзывается болью в моем сердце, потому что в первую очередь этом моя вина и ответ перед Богом.

За все плохое, чем подал вам повод к соблазну, преткновению, чем нарушил ваш душевный мир и расстроил струны вашей души, за все мои грехи перед вами, дорогие отцы, братья и сестры, которые я соделал делом, словом или мыслью, у каждого из вас от всего сердца прошу прощения!

Пусть прощение и мир воцарятся сегодня в наших с вами сердцах и в сердцах наших братских народов. Пусть свет Правды Божией, правды вечной, укажет всем нам верный путь через долину обманчивых и неверных теней града земного к вечной гармонии Града Небесного. Аминь.

Прослушайте аудиозапись:


 Проповедь ректора СПбПДА архиепископа Петергофского Амвросия в храме апостола Иоанна Богослова после чина прощения 2 марта 2014 года


Читайте также проповеди предыдущих лет:

  • Епископ Петергофский Амвросий. Счастье прощать
  • Епископ Гатчинский Амвросий. Прощение — это безграничная возможность
  • Епископ Гатчинский Амвросий. Мы хотим вернуть любовь в свою жизнь


Опубликовано 02.03.2014 | Просмотров: 162 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter