Архиепископ Амвросий. Образование через культуру

Архиепископ Амвросий. Образование через культуру

Сегодня для всех очевидно, что образование должно быть не только системой оказания определенных услуг, но и пространством формирования гражданской личности, то есть обладать воспитательным потенциалом. Это не мыслимо вне контекста культурной среды. К сожалению, и культура сегодня ассоциируется с набором элементов искусства, наполняющих досуг человека, но ведь это также и поле,  формирующее духовную основу личности и её мировоззрения. Преображение этих двух важнейших областей человеческого гения сегодня, на наш взгляд, возможно ради духовно-нравственного изменения ситуации в стране.

Мы находим этому и законодательное основание:

  • в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации сказано о повышение роли школы в воспитании молодежи на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей;
  • Федеральный закон «Об образовании» определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения… [в том числе] в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого… развития человека;
  • cтратегия  развития воспитания в Российской Федерации говорит  о расширении сотрудничества между государством и … традиционными религиозными общинами в деле нравственного воспитания детей;
  • и особенно отметим, что Стратегия государственной культурной политики одним из приоритетных направлений называет сохранение и использования культурного наследия для воспитания и образования, а также обеспечение доступа к культурным ценностям, при этом  субъектом культурной политики может быть и общественная организации, а значит и традиционные для России религиозные конфессии, инициирующие общественно значимые, опирающиеся на традиционные духовные ценности культурные проекты.

Итак, сегодня необходимы условия для достижения определённых результатов, обозначенных выше. В Санкт-Петербурге есть плодотворный, хоть пока ещё и фрагментарный, опыт взаимодействия государственных структур с традиционными конфессиями, в частности с Санкт-Петербургской епархией Русской Православный Церкви, по интеграции образовательно-воспитательных и культурно-просветительских  проектов в единое культурно-образовательное пространство. О необходимости создания такого пространства на общероссийском уровне я и хотел бы сказать.

Для осуществления этой идеи, возможно, необходима Межведомственная рабочая группа из Предложения и итоговый документ рабочей группы предлагается оформить в виде подпрограммы к действующей государственной (или федеральной целевой) программе в качестве механизма решения задач, прописанных в госпрограммах. Назовём подпрограмму условно «Образование через культуру», которая должна быть рассчитана на продолжительное время (5-7 лет). Таким образом, осуществимым станет соработничество государства, заинтересованной религиозной конфессии, активных общественных организаций  в достижении и решении обозначенных целей и задач.

Созданная и принятая подпрограмма будет призвана приобщить детей и молодежь к духовно-нравственной культуре, сформировать культурно-образовательное пространство, содействовать обретению ценностных жизненно-важных смыслов. Заложенные в программу идеи смогут реализовываться с помощью комплексных интерактивных проектов. Таким образом, мы сможем наделить современную культурную среду образовательно-воспитательной функцией, а образование выведем за жесткие рамки обучения набору знаний. Духовно-нравственное становление личности на всех этапах взросления будет происходить в творческом приобщении к религиозно-культурным ценностям. Вовлечение детей и молодёжи в культурно-образовательную среду даст возможность более плодотворного их приобщения к духовным ценностям и духовному наследию российской цивилизации. Реализация подпрограммы возможна через: тьюторские школы, молодежные форматы (ток-шоу, квесты, творческие мастерские), мультимедийные проекты, open-air, тематические фильмы, интернет-игры и т.д.

Подробная инициатива обусловлена в том числе и обсуждением в российском обществе  вопроса  о цивилизационном выборе и пути нашей страны. Отсюда и не случайно обращение в последние годы к юбилейным духовно-значимым и культурно-важным датам и именам Русской истории —  400 лет преодоления Русской смуты, память прп. Сергия Радонежского и равноап. кн. Владимира, 100-летие начала подвига свв. новомучеников и исповедников Церкви Русской. Мы предлагаем подобные проекты сделать системными и общегосударственными.

Доклад на заседании круглого стола «Духовно-нравственное воспитание в российской школе: состояние, проблемы, перспективы» 26 января 2017 года в Комитете Государственной Думы по образованию и науке. (V Рождественские Парламентские встречи).


Опубликовано 26.01.2017 | Просмотров: 177 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter