Архиепископ Амвросий. Ищите Христа среди живых

Архиепископ Амвросий. Ищите Христа среди живых

Курсы религиозного образования и катехизации имени святого праведного Иоанна Кронштадтского были созданы именно здесь – в Духовной Академии. В свое время здесь же проходили занятия, а очень часто, учащиеся и в этих стенах молились. Замечательно, что ежегодно на эти курсы продолжают поступать люди, которые не равнодушны к судьбам нашей Церкви, которым хочется не только многое узнать, но и послужить ближнему своим даром. Именно для этого мы и собираемся: наши преподаватели – передавать знания; учащиеся – их получать и тоже затем делиться. И таким образом, во взаимодействии друг с другом, мы осуществляем то, что сейчас принято называть непрерывным учебным процессом: сколько живем – столько друг у друга и учимся.

Но слово, с которым мне хотелось бы сегодня к вам всем обратиться, берет начало в Евангелии, которое читалось на утрени нынешнего воскресного дня. Вчера святой апостол и евангелист Лука повествовал нам о том, как жены мироносицы, не успевшие вовремя приготовить тело Господа Иисуса к погребению, дожидались окончания субботы, чтобы прийти ко гробу и завершить то, что они не успели сделать из-за наступившего дня покоя. Они шли и, рассуждали о том, что не смогут отвалить огромный камень, который закрывал вход в то место, где на каменной плите было оставлено тело умершего.

Интересно, что практически то же самое повествование мы слышали буквально две недели назад. Тогда мы были захвачены свидетельством святого апостола Марка, а вчера – повествованием святого апостола Луки. Вообще все четыре евангелиста рассказывают об этом событии, и если слишком скрупулёзно относиться к этим рассказам, то можно заметить, что в этих рассказах существуют некие разночтения. Один евангелист говорит о том, что во гробе жены-мироносицы встретили ангела; другой говорит о том, что это был юноша; третий говорит о том, что были два ангела; а четвертый повествует о том, что это были два юноши в блистающих ризах. Но все это – частности. Все это не имеет главного значения для повествования. Когда мы рассказываем друг другу о чем-то важном, мы так или иначе способны исказить какие-то мелочи, особенно если сами не были свидетелями события. Мы не так услышали, по-своему поняли, может где-то приукрасили. Но суть всех этих четырех повествований в том, что гроб оказался пуст.

Христос воскрес. В этом не просто согласны все евангелисты, в этом факте нет никакого сомнения и он является сердцевиной всего евангельского повествования. Но главными словами, которые прозвучали вчера вечером, являются слова тех, кто обратился к опустившим свой взор жёнам-мироносицам: «Что ищите Вы живого среди мёртвых?» Этот вопрос Святая Церковь постоянно обращает к нам с вами. Он звучал во время каждения на полиелее, об этом говорила и евангельская стихира: «Что ищете живого с мертвыми? Что плачете нетленного во тли?»

Почему мы слышим этот вопрос? Потому что мы, живущие в XXI веке люди, тоже подчас начинаем искать Христа среди мёртвых, а не среди живых. Одни говорят о том, что Христос был великим учителем, мыслителем, ярким и харизматичным гением своего времени, подлинной исторической личностью. Но разве для нас, христиан, за этим что-то стоит? Нет. Все великие учителя и харизматичные личности заканчивали свой земной путь, уходили и умирали. Другие пытаются расшифровать какие-то исторические надписи, занимаются филологическим разбором слов Священного Писания, пишут богословские труды, сопоставляют годы Его жизни с годами жизни других деятелей, и так до бесконечности…

«Что ищете живого, среди мёртвых?» Учение о Христе или даже просто Его слова, воспринимаемые лишь в качестве урока – это поиск Христа среди мёртвых. Но Его нет среди мёртвых. Именно поэтому, если человек, занимающийся теологией или церковной наукой, не живёт жизнью Церкви, не живёт во Христе, те или иные глубокие научные изыскания, касающиеся христианства не значат ничего. Если вся деятельность такого человека не сопровождается стремлением к исполнению заповедей, к евхаристической жизни, непрестанному покаянию и усмирению себя для Христа, к преображению сил своей души не для греха, а для святости, тогда человек ищет Христа среди мертвых и поэтому не находит.

Не потому ли сейчас так часто говорят о некоем кризисе призвания? Иногда можно слышать о так называемом «выгорании» даже среди священнослужителей. Выгорание происходит тогда, когда христианин ищет Христа среди мертвых и, конечно, не находит. Но опыт Церкви, святых и наш личный опыт очень ярко и абсолютно реально свидетельствуют нам о том, что Христос постоянно пребывает среди нас: среди бурь современной жизни, в тихом движении ветерка, – в любых обстоятельствах Христос со Своим Царством приходит неприметно, но абсолютно реально, и живет среди нас. Поэтому все наши усилия получить какие-то дополнительные знания мы должны рассматривать через призму общения с Господом, через встречу с Живым Богом Словом.

Наверное, среди вас есть хотя бы несколько человек, которые занимались когда-то каллиграфией. В любом случае все мы с вами писали в первом классе в прописях. Иногда нам кажется, что пример который нам дает Христос недосягаем и слишком тяжел для исполнения. Поэтому мы опускаем руки, унынваем и не следуем этому примеру. Но когда мы пытались повторять в своих прописях те красивые буквы, мы понимали что нам подчас мало своих знаний и усилий. Тогда к нам подходил учитель, брал нашу руку и вместе с его рукой мы учились писать. Вот так и Христос. Обращаясь со Своим словом, Он не просто чего-то категорически требует от нас. Как великий Божественнный Учитель, Он приходит к нам, берет нашу руку и Своей рукой водит по прописям нашей жизни. Вместе с нами помогает нам и вместе с нами осуществляет наше личное правописание.

Вчерашнее евангельское событие нам рассказывало о том, что мироносицы пришли к апостолам и рассказали им о том, что Христа нет во гробе, что Он воскрес. И никто из двенадцати им не поверил. Святой апостол Лука, если читать текст по-церковнославянски, пишет о том, что апостолом показались «яко лжа глаголы их». Но более того. В оргинальном греческом тексте святой апостол Лука употребил слово, которое обозначает бред человека, находящегося в лихорадке. Слова мироносиц показались апостолам бредом, ложью. Но несмотря на это Петр пошел во гроб, чтобы убедиться. Тот самый Петр, который трижды отрекся от Христа. Он кинулся к этой гробнице, вошел в нее, убедился и пришел сказать об этом апостолам. Это показывает нам, как малодушный испугавшийся человек становится камнем, скалой, как назвал его в свое время Христос. Также и мы – все такие разные, малодушные, подчас слабые – мы должны видеть как вера во Христа, в Живого воскресшего Господа делает из труса камень, на котором стоит Церковь. И каждый из нас, кто доверил себя Богу в Таинстве святого Крещения, способен стать таким же камнем, такой же скалой.

Передача знаний в пространстве Церкви это не просто учеба, это не университет, не школа и не гимназия. Хотя внешне этот процесс напоминает учебный, но передача Предания – это прежде всего передача опыта жизни во Христе. И мы должны друг другу передавать именно церковное Предание. Мы не должны идти на поводу у этих претензий, которые к нам предъявляет мир, понимая мир как «похоти плоть, похоть очей и гордость житейскую» (1Ин 2:16). Нет большей ошибки, чем обмирщение церковной жизни. Если для нас ничего не значит, например, день строгого поста в праздник Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, и если мы пытаемся этот праздник отмечать по мирски с песнями и плясками, тогда мы оказываемся не на стороне Крестителя, а на стороне Иродиады, которая после этих плясок обратилась с требованием принести ей на блюде главу Иоанна Крестителя.

Если мы шествуем по Невскому проспекту крестным ходом, то мы должны понимать, что это шествие является богослужением. Это не демонстрация, но смиренная молитва. Мы работаем не на телевизионную картинку, а идем для того, чтобы шествуя в молитве, по главному проспекту нашего города призвать Божию помощь и попросить прощения за свои грехи. Так должно быть. И именно о Христе и только ко Христу должны быть устремлены все наши помышления, и когда находимся в храме, и когда идем крестным ходом. О нем нужно размышлять и тогда, когда у нас остается свободная минута от тех дел, которые мы исполняем в качестве послушания перед своей семьей, перед людьми с которыми работаем и общаемся, перед нашим обществом. Берегите церковный дух и церковное Предание, усваивайте его. Христианство можно преподнести современному человеку в разных формах, но ни в коем случае нельзя привносить в него чуждый мирской дух. Ищите Христа среди живых! Не ищите Его среди мертвых!

Слово ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископа Петергофского Амвросия, произнесенное 17 сентября 2017 года перед вновь поступившими на обучение в Центр подготовки церковных специалистов при Санкт-Петербургской Духовной Академии.


Опубликовано 17.09.2017 | Просмотров: 178 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter