Андрей Суткович. Святой Григорий Палама: пример святости

Андрей Суткович. Святой Григорий Палама: пример святости

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вот уже второе воскресенье Святой Четыредесятницы,  и в это день мы отмечаем память святителя Григория Паламы.

Будущий святитель родился в конце XIII века, воспитывался при дворе императора Андроника II, где получил прекраснейшее образование. Даровитому юноше предстояла блестящая карьера. Но молодой философ был равнодушен к политике и миру вообще. В 20 лет он покидает дворец и уходит на Святую Гору для молитвы и уединения, где предается подвигам. Однако промыслом Божиим ему было определено общественное служение, святитель сыграл ключевую роль в так называемых Паламитских спорах, где блестяще изложил и защитил православное учение о Фаворском Свете, Божественный сущности и энергиях.

Философ, подвижник, эрудит, молитвенник, интеллектуал, монах, общественный деятель, писатель, богослов – все эти слова применимы к одному человеку, который получил, потрудился и умножил свои дарования, всецело отдав все Богу и ближним. Вот яркий пример исполнения заповедей Христа: возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею (см. Мф 22:37). В 20 лет Григорий уходит из мира ради этой любви и предается суровым подвигам, влекомый Христом, отказываясь от мирской славы, карьеры и роскоши мира. Ради любви к ближним святитель оставляет свое возлюбленное уединение и по благословению участвует в спорах, из-за политических интриг пребывает в заточении, оказывается в плену у турок, успевает ненадолго возглавить Фессалоникийскую кафедру и отходит ко Господу в возрасте 63 лет.

Удивительно! Но какое это имеет отношение к нам? Да, жил, учил, писал, молился, стал святым. Давайте помолимся, попросим помощи, может, поможет. Хотя не всегда святые помогают, да и жить им было легче, другое время, обстоятельства, да все другое, а в наше время жить намного тяжелее, искушений больше, вера в народе уже не та, другой ритм жизни, бешеный поток информации, технологии и так далее. Тут бы получить помощь от святых, а они почему-то не помогают. Житие читаешь – восхищаешься, а в реальной жизни что-то получается по-другому… И это не удивительно, мы в большинстве случаев должны констатировать, что люди по природе все одинаковые, а вот по святости – большая разница. В чем же проблема? Проблема в нас. И с каждым годом она становится все больше и больше, и имя ей – гордость, эгоизм, самость.

Какое «друг друга тяготы носите»? Не вовремя, не сейчас, потом. У меня самого масса проблем, некогда мне заниматься чужими проблемам, да и какое я имею к этому отношение? Если Господь любит всех, то Он им и поможет. А мне надо о себе думать. И так проходит большая часть нашей жизни: в мыслях о себе и о своих проблемах. Причем мы не только так думаем, но при каждой возможности жалуемся, как все плохо. Хочется, чтоб у меня было все хорошо, тогда и другим можно будет помочь, но так почему-то не получается. Суета, заботы, время проходит, потом останавливаешься, вспоминаешь прошлое: вроде что-то решал, а удовлетворенности на душе нет, тоска, печаль, что-то не так и непонятно почему.

Житие святителя читаешь, думаешь, как он успел столько сделать, написать, достичь? На ум приходят слова Спасителя: «Милости хочу, а не жертвы!» (Мф 9:13) Жертва. А что я могу пожертвовать Богу? Одежду, еду, деньги, время, здоровье? Это все и так не мое, человек рождается в мир нагим, у него ничего нет и, умирая, ничего с собой не забирает. Все – Божье, и мы по сути тоже Его, так что жертвовать ничем и не можем. О какой же милости говорит Господь, которой Он так ждет? Бог отвечает на этот вопрос следующими словами: «Сыне, дай мне твое сердце!» (см. Притч 23:26). Господь ждет от нас того, что принадлежит нам, – это Я, то единственное, чем я обладаю и что действительно мое: весь я. Каким образом можно это сделать? Посвятить свои мысли, чувства и волю Богу, отдать Ему себя полностью, не оставляя себе ничего. Так и только так достигается единение с Богом. Отдает человек себя в руки Божии, и Господь через него творит чудеса. Но чтобы это произошло, нужна решимость, любовь и внимание. Господь каждому уготовал свое место и время для спасения. Нужно только ввериться Богу и понять, куда Господь тебя ведет и что благословляет делать, к чему призывает. Все мы разные и отношения Господа с каждым тоже разные, и это – тайна общения между Богом и человеком.

Григорий Палама является для нас реальным примером такой решимости, любви и внимания, и, как итог, – святости. От каждого из нас зависит: быть ли с Богом и попытаться достичь совершенства, очиститься, преобразится, отдав всего себя Ему и ближним, или же остаться со своим эгоизмом, страстями, грехами и проблемами во имя благ земных и тленных. Аминь.

Проповедь магистранта II курса богословского отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Андрея Сутковича, произнесенная в храме святого апостола Иоанна Богослова завсенощным бдением 30 марта 2013 года.


Опубликовано 31.03.2013 | Просмотров: 196 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter