Анатолий Коряковский. Великая любовь грешницы и гнусное поведение апостола

Анатолий Коряковский. Великая любовь грешницы и гнусное поведение апостола

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

В богослужении Православной Церкви первые три дня Страстной седмицы (Великие Понедельник, Вторник и Среда) посвящены воспоминаниям о заключительных событиях земной жизни Господа нашего Иисуса Христа до вступления Его на Крестный путь.

В Великую Среду святая Церковь вспоминает деяния двух людей: блудницы, омывшей драгоценным миром Спасителя и апостола Христова Иуды, предавшего своего Учителя.

Перед нами необычайный контраст:

«Великая любовь грешницы противопоставляется гнусному поведению апостола, как свет – тьме», – пишет святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

В этот день более 2000 лет назад грешная женщина, блудно проводившая свою жизнь, кается перед Христом и становится в ряд Его учеников. А тот, кто был Его учеником, Иуда, идет к иудейским начальникам и сам предлагает предать им Спасителя.

Иуда, имевший апостольский дар, исцелявший больных именем Иисусовым, от Света уходит во тьму, где его ждут разочарование, запоздалое раскаяние в предательстве, отчаяние, самоубийство и мрачная тьма в вечной, ничем не утолимой болью душе.

А бедной грешнице, покаявшейся в своих грехах, омывшей слезами ноги Спасителя и отершей их своими волосами, Господь наш Иисус Христос не только простил грехи, но и прославил ее во всех народах и во все времена, ибо так сказал Он: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала».

Природа не терпит пустоты. Этот же закон действует и в духовной жизни. Душа человека никогда не бывает пустой, в ней – или Дух Святой, или дух злой. Но как узнать, какой дух живет в нашей душе? Если мы не нуждаемся в молитве, в любви к Богу, к ближним, если мы живем не по законам добра и любви, а по законам зла, если нам все время хочется поскандалить, кого-нибудь оскорбить, обидеть, осудить, возгордиться, значит, в нашей душе живет злой дух.

И если мы видим в себе признаки злого духа, то именно сейчас у нас есть идеальная возможность для того, чтобы начать работать над собой – каяться и исправляться.

Нам надо помнить, что земная жизнь – это только подготовка к вечности, и в иной мир пойдут вместе с нами и все наши дела: и добрые, и злые.

Блаж. Августин писал: «О, грешный человек! Бог обещал тебе, что когда ты покаешься, Он не вспомнит грехов твоих; но, что ты доживешь до завтрашнего дня, этого Он тебе никогда не обещал».

Однажды некий воин возвращался из тыла в свою часть накануне большого сражения и по дороге остановился переночевать в гостинице. Ночью дочь гостинника, обуреваемая плотской страстью, стала искушать его, стучаться в дверь комнаты… Он же рассудил так: «Ведь я иду на войну, могу погибнуть в битве, и если совершу этот грех, то как предстану перед Господом, какой ответ дам Ему?». И он не открыл дверь, а заснув, увидел сон: идет сражение, то одна сторона одолевает, то другая. После жестокой битвы все поле было усеяно мертвыми телами, но среди них – одно пустое место. И слышен голос: «ты должен был погибнуть, но за то, что ты сегодня ночью не послушал диавола, не согласился на грех, не предал Меня, – ради этого ты останешься жив». Утром воин продолжил путь, пришел на место предстоящего сражения, а дальше было точно так, как он видел во сне: произошла жестокая битва, все поле было усеяно павшими, но он остался жив и, вспомнив свой сон, возблагодарил Господа.

Пример истинной любви, покаяния и щедрости мы видим на примере Евангельской жены, у которой был сосуд драгоценного мира, который она, движимая благодатью, вылила на главу Иисуса Христа, когда Он возлежал за трапезой.

Сегодня, в Великую Среду, вместе с этой женой, мы вспоминаем и предательство Иуды. В этот день открылось самое низкое и подлое, что может совершить человек.

Церковь распространяет эту Великую Среду на все среды года, заботясь о том, что, может быть, мы поймем когда-нибудь, наконец, что такое предательство и что такое верность, и что это качества, которые определяют человека.

В течение всей нашей жизни постом и молитвой мы должны хранить память об этом дне. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что пост и молитва – есть два крыла, с помощью которых душа может взлететь на небо.

Действительно, Господь воздает великую похвалу доброму делу Евангельской женщины. Смысл этого доброго дела глубоко таинственен. «Она погребение Мое сие сотворила», – говорит Господь. Этот поступок сияет как свет среди сгущающегося вокруг Спасителя мрака ненависти, трусости и предательства.

День погребения Господа приближается и эта женщина помазала Его тело, как будто оно уже снято со Креста.

Дни Страстной седмицы – это особенное время. Время, когда всё, даже наши добрые дела должны как бы исчезнуть, отступить на задний план, потому что Сам Господь приближается к нам, и Сам хочет вступить с нами в общение. И от того, как мы Его примем, примем ли мы Его или предадим, будет зависеть вся наша жизнь земная и вечная.

Сегодня Православная церковь призывает каждого на Спасителя, Который именуется «нетленным Миром жизни», излить миро всей нашей любви.

И дай Бог, чтобы ни к кому из нас не относились слова, сказанные Господом нашим Иисусом Христом о грехе предателя-Иуды: «Сын Человеческий идет, как написано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф 26:24).  Аминь.


Проповедь магистранта II курса церковно-исторического отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Анатолия Коряковского, произнесенная за Литургией Преждеосвященных Даров1 мая 2013 года в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.


Опубликовано 01.05.2013 | Просмотров: 176 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter