Анатолий Холодюк. Мощи под спудом в Мюнхенской Резиденции. Часть 1

Анатолий Холодюк. Мощи под спудом в Мюнхенской Резиденции. Часть 1

В статье рассказывается о Мюнхенской Резиденции бывших королей в столице Баварии, где издавна хранятся мощи первых христианских и более поздних святых неразделенной Церкви. Читателям предлагается подробная информация обо всех 75-ти ценных реликвариях и о содержащихся в них святых мощах, находящихся ныне в витринах «Музея Резиденции» («Residenzmuseum») в Мюнхене. В первой части автор объясняет, почему в прошлые столетия Мюнхен называли в народе «Баварским» или «вторым Римом» и как возрастала числом его богатая коллекция святых мощей.

Мюнхен по числу реликвий – «Баварский Рим»

Анатолий Холодюк. Мощи под спудом в Мюнхенской Резиденции. Часть 1

Поклонение святым реликвиям и вера первых христиан в то, что священные останки тел и даже вещи святых имеют благодатную силу, передаваемую верующим от соприкосновения к ним, началось на германских землях приблизительно в IV столетии. На территории древнебаварских земель – в VII-VIII вв., что было особенно характерным для христиан таких поселений, как Фрайзинг и Ашхайм, где ок. 600 г. была построена первая деревянная церковь. (1, c. 45). Христианство среди обитателей баварских земель кельтского происхождения и с примесью племен из этрусков, винделиков, нориков, рециев и бойев cтало распространяться миссионерами Корбинианом, Рупертом, Эммераном, Марином и Анианом и др.

В традиции западной Церкви такой объект религиозного почитания, как святые мощи, принято называть «реликвиями» (лат. – reliquiae). Под ними именуются останки тела и вещи, непосредственно связанные с библейским персонажем или святым (2, c. 246). На Западе существует классификация подобных реликвий. Так, к «высшей категории» относятся останки святых, включая кровь, волосы и даже их пепел. Ко второй – предметы, принадлежавшие святому или тесно связанные с его жизнью и смертью (одежда, личные предметы, орудия мученичества и др.). К третьей – предметы, находящиеся в непосредственной связи с реликвиями первой и второй категорий. (там же, с. 246-247). Поиск верующими разного рода реликвий начался еще на заре истории христианства, когда император Константин Великий превратил христианство в официальную религию Римской империи, а его мать – царица Елена посетила Святую Землю в поисках мест и реликвий, связанных с библейской историей. В Иерусалим устремились последовавшие за ней пилигримы для собирания реликвий. Однако только во времена Крестовых походов, начавшихся в ХI веке, в землях Западной Европы, в том числе и в Баварии, появилось значительное количество реликвий из Святой Земли. Наибольшего расцвета понимание того, что христианские святыни в виде мощей (реликвий) являются носителями благодатных сил, достигло в XII-XIII столетиях, когда паломничества стали массовым явлением, а крестоносцы в большом количестве привозили их в германские земли. Почитание реликвий считалось «формой проявления народного благочестия», созвучной древним обычаям германцев. Среди новообращенных христианизированных германских племен было широко распространено почитание мощей, поощряемое папой Григорием I Великим (ок. 540-604; в православной традиции – Григорий Двоеслов). Своими трудами Григорий Великий в значительной степени сформировал новый Христианский Запад, а его толкования библейских книг и проповеди стали неотъемлемой частью западной христианской традиции.

Перенесение и собирание реликвий имело важное значение для баварцев потому, что оно знаменовало собою распространение на их земле святости и одновременно повышало статус того храма, где находились реликвии. В Средневековье местонахождение на европейской карте чтимых реликвий было особенно важным для пилигримов, пересекавших из всех направлений баварские земли с целью поклонения святыням. Уже в XVII–XVIII вв. за большое количество имеющихся в столице Баварии бесценных христианских реликвий Мюнхен называли в народе «Баварским» или «вторым Римом».

Появление здесь многочисленных реликвий было не случайным явлением. Коллекция мощей христианских святых возникла в эпоху Контрреформации как ответ на реформаторские идеи Мартина Лютера и его сторонников, нанесших удар по позициям Католической церкви. Своей главной целью движение Контрреформации ставило на восстановление и укрепление в баварском народе авторитета католической веры и Церкви.

Между 1583 – 1597 годами в Мюнхене были построены основные центры Контрреформации — иезуитская церковь св. Михаила (St.-Michael-Hofkirche, ныне – Jesuitenkirche St. Michael) и иезуитский колледж, где можно было получить образование в духе обновленного католицизма. Сама церковь св. Михаила превратилась в духовный центр Контрреформации. Мощи святых неразделенной Церкви доставлялись сюда исключительно из Вечного Города.

Анатолий Холодюк. Мощи под спудом в Мюнхенской Резиденции. Часть 1

Церковь св. Михаила в Мюнхене

Собирание мощей для верующего народа Баварии благословил Папа Римский Павел IV (1476-1559). Именно в церкви св. Михаила и было положено основание собранию святых мощей. Первоначально они хранились в церковном здании и возведенной в 1569 году рядом с ним главным алтарем Крестовой часовне. В восьми боковых часовнях церкви св. Михаила мощи поместили в специально изготовленные напрестольные и настенные реликварии, чтобы пилигримы имели возможность свободно подойти к ним для поклонения и созерцания через стекло костных останков. Большая коллекция святых мощей «Святыня» (Heiltümer) параллельно создавалась и баварскими герцогами для Резиденции в Мюнхене. Время появления мощей в церкви св. Михаила и в Мюнхенской Резиденции совпадает с годами правления Вильгельма V Благочестивого (15481626) – герцога Баварии с 1579 по 1597 гг. из рода Виттельсбахов. Герцог Вильгельм V воспитал и своего сына Максимилиана в ненависти к протестантизму.

Во время правления герцога Вильгельма V всё некатолическое население под угрозой расправы вынуждено было покинуть земли Баварии. Герцог сформировал специальный «Духовный совет», в задачи которого входило наблюдение за религиозной ситуацией в государстве. В 1597 году он передал бразды правления сыну, и Максимилиан I Баварский (1573–1651), герцог (с 1597 г.), а позже – курфюрст Баварии (с 1623 г.) значительно усилил влияние католицизма в баварских землях. В 1609 году Максимилиан I Баварский стал главой Католической Лиги и активно проводил политику Контрреформации. Вместе со своими братьями – архиепископом Регенсбургским Филиппом-Вильгельмом (1576-1598), архиепископом Кельнским Фердинандом (1577-1650) и герцогом Баварско–Лейхтенбергским Альбертом VI (1584-1666) Максимилиан I продолжил дело отца по сбору святых мощей и значительно расширил коллекцию для церкви св. Михаила и Богатой капеллы Мюнхенской Резиденции (3, с.151-153). Курфюрст получал новые святыни в качестве дара от правителей Рима, а также приобретал их в Трире, Ахене, Кельне и у знати Западной Европы. Коллекция мощей появилась и в других баварских городах – Фрайзинге, Регенсбурге, Аугсбурге, Нойбурге-на-Дунае и в аббатстве Андехс.

В период Контрреформации в Баварии стали строиться роскошные католические храмы, поражавшие своим внешним видом и богатством интерьера. Противники Мартина Лютера в Мюнхене доказывали отпавшим верующим, что к началу XVI в. Католическая церковь, обладавшая колоссальными земельными богатствами и материальными ресурсами, играла огромную политическую и экономическую роль в баварских землях. В связи с этим обратимся и к материалам выставки, проходившей осенью 2013 года в Музее Линденбюль тюрингского города Мюльхаузен. Ее название – «Напрасно о смерти. Повседневная жизнь и благочестие накануне Реформации», где представленные более 300 экз., рассказывают о повседневной религиозной практике народов Центральной Германии до 1500 г. Материалы выставки, анализируя обстановку в Германии в конце XV в., опровергают мнение о кризисе католицизма и обмирщении Церкви. Многие немцы, получившие образование в гуманистическом духе, «верили осмысленно» и отличались «сверхрелигиозностью». Выставка опровергает утверждение, что «дореформационная эпоха была мрачным временем», заявил представителям СМИ куратор экспозиции, церковный историк Хартмут Кюне. Отсюда и название выставки — «Напрасно о смерти». «Реформация Лютера была не реакцией на снижение роли Церкви и религии, а возникла от процветающего благочестия,» — cчитает Кюне.

В эпоху Контрреформации в Западной Европе повсеместно создавались новые монашеские ордена, среди них и орден иезуитов, благодаря которому в Католической церкви возрос интерес к хранению и почитанию святых мощей. Одно из иезуитских поселений возникло в 1544 году и в Мюнхене, где монахи решили упрочить позиции католицизма. Епископы Рима поддерживали начинания баварских герцогов, направленные против протестантов, а потому деятельно и щедро передавали Мюнхену мощи христианских святых.

Имеется еще одно обстоятельство, ставшее причиной приобретения в середине XVII столетия Мюнхеном святых мощей. Завершилась Тридцатилетняя война (1618-1648) и еще не были забыты страшные последствия эпидемии чумы (1632-1634), уничтожившей треть населения города. В 1632 году шведский король Густав Адольф в ходе боевых действий захватил Мюнхен, столицу Баварского герцогства, счастливо избежавшую разграбления шведами. И ныне в самом центре города на его главной площади Мариенплатц возвышается 11-метровая колонна Девы Марии (так называемая «Патрона Баварии»), возведенная в 1638 году курфюрстом Максимилианом в знак благодарности за то, что Мюнхен уцелел во время шведской оккупации. С 1613 года эта фигура Божией Матери находилась в алтаре главной мюнхенской церкви Фрауенкирхе. Измученные бедствиями долгой войны жители Мюнхена, воочию увидевшие покровительство Богоматери своему городу, стали оказывать большее почитание великим христианским святыням. Одной из них стали для мюнхенцев мощи святых Космы и Дамиана Аравийских.

Церковь св. Михаила в Мюнхене

Реликварий с мощами святых Косьмы и Дамиана

В 1648 году Максимилиан I приобрел их в Бремене. В 1649 году их торжественно доставили из Бремена в Мюнхен, в церковь святого Михаила. Задолго до этого события, в 1576 году в Мюнхен из ставшей протестантской Саксонии перенесены останки св. Бенно (1010-ок.1106/1107), хранящиеся ныне в Домском (Пресвятой Богородицы) соборе Мюнхена. C 1580 г. св. Бенно считается покровителем Баварии и Мюнхена.

Реликварий с мощами святых Косьмы и Дамиана

Реликарий с главой св. Бенно

Реликвии высоко ценились и были востребованы верующими в Баварии. Однако наряду с подлинными реликвиями начали появляться и фальшивки. Известно, что предприимчивые дельцы прочесывали Римские катакомбы, где были погребены первые христиане с целью отыскать целые тела. Без сомнения, некоторые из них принадлежали первым мученикам, но многие – нет. В XVI-XIX вв. в столицу Баварии и в несколько баварских аббатств привезли из Римских катакомб останки первых христиан, которых торжественно помещали в богато оформленные реликварии и далее почитали их как святых, хотя они не были канонизированы, а верующим была не известна история их жизни. Так, в мюнхенской церкви св. апостола Петра появились мощи св. Мундиции и cв. Гоноратия. Мощи «катакомбных святых» украсили и церковь цистерианского аббатства в Фюрстенфельде под Мюнхеном.

Анатолий Холодюк. Мощи под спудом в Мюнхенской Резиденции. Часть 1

Анатолий Холодюк. Мощи под спудом в Мюнхенской Резиденции. Часть 1Украшенные фрагменты скелетов «катакомбных святых»

«Реликвии-скелеты» из Римских катакомб помещали в специальные стеклянные витрины или прятали в ниши боковых алтарей. Скелеты пышно украшали драгоценными камнями, дорогими тканями с золотыми и серебряными нитями или подвесками. Внешне такие инкрустированные мощи «катакомбных святых» выглядели жутковатыми особенно в глазах детей и иных верующих. В XVIII в. останки скелетов стали убирать с глаз долой или покрывать тканью те реликварии, где они находились. В церкви св. Михаила и в Мюнхенской Резиденции мощи «катакомбных святых» вообще отсутствовали.

Благочестивое отношение баварцев к реликвиям пережило и трудные времена, связанные с закрытием ордена иезуитов во второй половине XVII века и секуляризацией в Германии в 1803 году, когда повсеместно ликвидировалась церковная собственность. Последствия проведенной секуляризации значительно ослабили интерес к собиранию мощей и почитанию реликвий. Многие из них бесследно исчезли в Мюнхене или оказались под спудом – глухо запечатанными в дорогостоящих реликвариях. Только в одном 1773 году после упразднения в Баварии ордена иезуитов власти вынуждены были частью своих церковных сокровищ оплачивать долги военной контрибуции. В период между 1877-1920 гг. в церкви св. Михаила бесследно исчезли и украдены более 700 уникальных святынь, а до этого в ней насчитывалось 4756 реликвий. Некоторые из бесценных реликвий по счастливой случайности были надежно припрятаны верующими и позднее они оказались в хранилищах Мюнхенской Резиденции.


Литература

  1. Pfister P. Leben aus dem Glauben. Das Bistum Freising.1.Anfange, Korbinian, Bistumorganisation. – Lingolsheim-Strasbourg: Editions du Signe,1989.
  2. Райан Д. Загадки Библии.- М.: Астрель, 2011
  3. Rezidenz München. Amtlicher Führer. – München. Bayerische Vervaltung der staatlichen Schlösser, Garten und Seen. – München, 1966.
  4. Холодюк А. Мюнхен. В поисках мощей святых бессребреников Кира и Иоанна. – Мюнхен, 2011.

(Продолжение следует)


Опубликовано 28.10.2013 | Просмотров: 265 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter