Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.2

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.2

II.1. В Иконии, где Павел возвещал Слово Божие 

Переезд на автобусе из теплой Антальи через заснеженные в марте Таврские горы в сторону Коньи (в древности – Икония; греч. – Иконион) – столицу одноименной провинции в средней части Анатолии – длится более пяти часов.

В утомительной поездке в голову приходят всякие мысли, например, о дорогах в новозаветные времена, по которым из Атталии сначала в Антиохию Писидийскую, а позже — в Иконию направлялись Павел и Варнава. В древности здесь, конечно, не было мощеных дорог и, вероятно, нашим путникам приходилось пользоваться старыми, разбитыми и без покрытия узкими дорогами, проложенными через горы. А если где-то возле городов и были хорошие участки, то они мостились булыжником или специально вытесанными каменными блоками (2, с 252). Вряд ли святые апостолы имели в своем распоряжении колесницу, запряженную лошадьми, или повозку с крупным рогатым скотом и массивными деревянными колесами. Скорее всего, Павел и Варнава шли пешком, а главным средством их передвижения были верблюды кочевников или ослы.

При приближении к месту назначения в сознании автора этих строк город Икония, обладающий древней историей, ассоциировался со словом «икона». Однако православных паломников в этом современном мусульманском мегаполисе ожидает некоторое разочарование. Во-первых, в открытом всем ветрам городе, расположенном на бескрайнем Центрально-Анатолийском плато, в середине марта еще прохладно и не цветет абрикосовое дерево. Во-вторых, за исключением построенной в 1910 году католической церкви в честь святого апостола Павла на улице Mimar Muzaffer Cad.32, не имеется сегодня каких-либо христианских памятников или даже оставшихся от них развалин. Множество архитектурных строений, исторических и культурных ценностей относится в основном к различным периодам эпохи сельджуков, поэтому сам город Конья как родина мистического суфизма интересен только тем специалистам, кто изучает или начинает знакомиться с исламом.

В центре городе повсюду можно видеть много приезжих мусульман, которых привлекает здесь местный Музей Мевлана, где находятся гробница выдающегося персидского поэта-суфия Мевланы Джалал ад-Дин Мухамада Руми (известного обычно как Руми или Мевляна (1207 — 1273), якобы благосклонно относившегося к христианским монастырям, и множество исламских экспонатов, старинных Коранов, ваз, ковров, музыкальных инструментов, предметов быта первых дервишей. В городе некоторое время жил и персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог Омар Хайям (1048—1131), знаменитый во всём мире своими четверостишиями «рубаи».

На улицах Коньи хочется отвести взгляд от остроконечных минаретов и разноцветных мечетей и мысленно погрузиться в прошлое, чтобы совершить воображаемое путешествие по новозаветной Иконии. Город и в древние времена располагался на плодоносной равнине, откуда хорошо просматривались невысокие горные цепи — отроги писидийско-киликийского Тавра. Историки по-разному трактуют принадлежность этого города к тем или иным провинциям Малой Азии. У одних авторов встречаешь, что в те времена, когда в Иконии проповедовал апостол Павел, город входил в римскую провинцию Галатия (2, с. 262), a у других — Ликаонию (Лиаконию). Ликаония располагалась к западу от Каппадокии и к югу от центральной пустыни. С 25-гo года до РХ эта земля вошла в состав римской провинции Галатия и ее столицей первоначально был город Икония или Икониум. Ликаонское наречие (Деян 14:11), предполагают филологи, было некоторой ветвью древне-ассирийского наречия, а, может быть, и „ломаным греческим языком“. Галатия же получила свое название от народа кельтского племени – галлов. Около 280 года до РХ они вторглись в Малую Азию, где смешались с коренным населением и получили название «галатов» или «галлогреков». Они имели долгое время самостоятельность, но после 26-го года до РХ все изменилось: Галатия стала зависимой от Рима областью. Евангелие проповедовалось в ней Павлом незадолго до его первого путешествия в Европу. Некоторые из посещаемых Павлом городов были расположены как раз в южной части Галатии – Антиохия Писидийская, Листра и, возможно, Дервия (2, с. 257). К первым христианам этих городов, по-видимому, и было адресовано послание Павла к Галатам. Галатия была также одной из областей, которым было адресовано Первое послание Петра (Там же). После вторичного пребывания (Деян 18: 23) в «стране Галатийской» Павел позднее послал к ним своего друга по римской тюрьме Крискента (2 Тим. 4 :10).

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.2

В иудейской синагоге Иконии Павел и Варнава «говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов». Однако Павел столкнулся здесь и с ожесточенным неприятием своей проповеди (Деян 13:51; 14:1-6; 19:22; 2 Тим 3:11). Неверуюшие иудеи и язычники воздвигли такое гонение на Павла и Варнаву, что им пришлось уйти от упорствовавших в неверии в Христа жителей города. Однако они не пали духом и, как писал в своем труде «Толкования на деяния святых апостолов» богослов и толкователь Священного Писания — блаженный Феофилакт Болгарский, «учителей гнали, а они радовались: такова сила Евангелия». При следующем посещении Иконии Павел поставил там пресвитеров (Деян 14: 21-23). В сносках к «Житиям Святых. Месяц сентябрь» у святителя Дмитрия Ростовского (1651 -1709) со ссылкой на «Церковную историю» ( книга 7-я, глава 6-я) Евсевия Кесарийского (ок. 263—340) можно встретить упоминание о том, что позже в Иконии как «главном городе Ликаонской епархии проходил собор по вопросу о крещении еретиков».

Античный город Икония связан с именами многих христианских святых. Легендарной его жительницей является святая первомученица и равноапостольная Фекла (30-е годы I века— II век). Память этой святой совершается в Православной Церквии 24 сентября / 7 октября, в Католической Церкви — 23 сентября.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.2

Святая Фекла

Единственным источником сведений о жизни Фёклы является апокриф под названием «Деяния Павла и Фёклы». Святая дева родилась в знатной семье и выделялась своей красотой. Услышав в городе проповедь Павла о Спасителе, 18-летняя Фекла, уже обрученная знатному юноше, возлюбила Господа и решила не вступать в брак и посвятить свою жизнь Богу. Родители Феклы не смогли принудить дочь к замужеству. Ее обручник пожаловался на Павла правителю города, который заключил апостола в темницу. Примечательно, что в апокрифе «Деяния Павла и Феклы» можно прочитать несколько строк о портрете пребывавшего в Иконии Павла: «…И увидел он Павла шествующего, мужа низкорослого, лысого, с ногами кривыми, с осанкою достойною, с бровями сросшимися, с носом немного выступающим, полного милости; и то являлся Павел как человек, то ангела имел обличье» (См.:11).

…Фекла ночью тайно убежала из дома, подкупила тюремных стражей и проникла к узнику в темницу. Три дня она сидела у ног Павла, внимая его отеческим наставлениям. Пропавшую Феклу вскоре обнаружили и насильно привели домой. Суд приговорил Павла к изгнанию из города. Мать Феклы не смогла более влиять на дочь и в исступлении потребовала от судьи смертного приговора непокорной дочери. Фекла, приговоренная к сожжению, взошла на костер, но его пламя не коснулось ее. Неожиданный с небес ливень погасил костер. Мучители в страхе разбежались. Фекла, хранимая Господом, покинула город и с помощью одного юноши-христианина отыскала Павла, cкрывавшегося со спутниками в пещере недалеко от города. Вместе с ними Фекла прошла с проповедью Евангелия до Антиохии Сирийской. Здесь она подверглась преследованиям некоего сановника Александра, пленившегося ее красотой. По благословению апостола Павла, Фекла поселилась в пустынных окрестностях Селевкии ( по другим данным – около селения Маалулы в 55 километрах к северо-востоку от Дамаска) и прожила там долгие годы, проповедуя Слово Божие и исцеляя больных молитвой. Когда Фекла была уже 90-летней старицей, на нее ополчились языческие волхвы за то, что она безмездно лечила больных. Из зависти к Фекле они подослали к ней наемников, но расступившаяся гора навсегда сокрыла ее. Часть мощей святой Фёклы находится на острове Кипр.

В III-м веке в Иконии жила святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, день памяти которой православные отмечают 28 октября.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.2

Cвятая Параскева

В богатой и благочестивой семье, где выросла Параскева, особенно почитали день страданий Господних — пятницу, поэтому и родившуюся в этот день дочь назвали Параскевою, что в переводе с греческого и означает — Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. За исповедание христианской веры озлобившиеся язычники подвергли ее страшным мучениям и отсекли ей голову.

Уроженцем Иконии был и святой мученик Маркиан († 258; день памяти — 13 июля), еще в молодом возрасте своей проповедью обративший ко Христу многих язычников. Идолопоклонники подвергли его телесному наказанию, а затем послали его в Каппадокию — к другому суровому правителю. Здесь в страданиях Маркиан оставался непоколебимым в своей верности Христу, за что его казнили, отрубив голову.

Здесь проповедовал святой Амфилохий, епископ Иконийский (около 340 — после 394 года), современник и друг великих вселенских учителей — святого Василия Великого и Григория Богослова. Он был родом из Кесарии Каппадокийской, что неподалеку от Иконии. С 374 года он стал епископом Иконии и первым митрополитом провинции Ликаония. В 376 году на соборе в Иконии защищал учение о Божественной природе Святого Духа, а в 381 году присутствовал на Втором Вселенском соборе, в 390 году председательствовал на соборе в памфилийском городе Сида. Память святого Амфилофия отмечается 23 ноября / 6 декабря.

В Иконии при императоре Аврелиане пострадали за Христа святой преподобномученик Конон и его 12-летний сын, носивший то же имя ( день их памяти — 29 мая). В городе молились святые мученики Иулита и ее сын-отрок Кирик, которые в годы гонений христиан при Диоклетиане (284 — 305) ушли в города Селевкию и Тарс. Там около 305 года они были представлены на суд правителя Александра и мученически пострадали за Христа. По преданию, их cвятые мощи были вынуты из земли нетленными, исполненными благоухания и подающими больным исцеления.

В Иконии жил преподобный Харитон Исповедник († ок. 350 года), которого в исповедническом подвиге укреплял благодатный пример уроженки его родного города — святой Феклы. В восьми километрах к северо-западу от Коньи между селениями Ak Yokus и Sille (1, c.42) сохранился построенный в 274 году в скалах монастырь святого Харитона. В IX столетии в монастыре появился святой источник, тогда же вырубили новую церковь и часовню (там же). По преданию, поэт-суфий Мевляна был свидетелем некоего чуда, произошедшего в монастыре, называемом теперь на турецком языке «AkMonastir» («Белый монастырь»).

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.2

Монастырь святого Харитона

Сведения о святом Харитоне, память которого в Православной и Католической Церквах совершается 28 сентября, известны из различных вариантов его жития. В своём родном городе он пострадал во время гонений на христиан при императоре Аврелиане (270—275). После длительных мучений Харитона заключили в темницу, откуда он был освобождён в правление императора Тацита. Получив свободу, он отправился в паломничество на Святую Землю, где основав несколько монастырей, скончался в глубокой старости и был погребен в Фаранской обители.

Недалеко от Коньи находится ныне турецкая деревня Siyata ( в прошлом – Силле/Sille), где более восьми столетий, до 1922 года совместно с турецким населением проживали и православные греки. По сохранившемуся преданию, причиной бывшего мирного сосуществования греков и турков был завет самого Мевляны, посетившего однажды христианский монастырь святого Харитона. Греки из Силле молились в основанной, по преданию, в 327 году церкви, посвященной равноапостольной царице Елене. Здание этой церкви, несколько раз в XIX веке перестроенное и отреставрированное, сохранилось до наших дней, но на входных ее дверях уже много лет висит замок.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.2

Церковь святой равноапостольной царицы Елены

После 1924 все греческое население покинуло деревню, и в настоящее время церковь не имеет купольного креста и стоит заколоченной. Ее толстые стены сохранили в некоторых местах трещины, образовавшие от землетрясений, достаточно часто происходящих на территории Турции и вызывающих панику среди населения.

II.2. В Антиохии Писидийской

В новозаветные времена в юго-западной части Малой Азии, к северу от Памфилии, находилась историческая область Писидия. В эпоху античности здесь говорили на писсидийском наречии. Как часть провинции Киликия земля Писидии со 102-го года до РХ стала зависеть от Рима, a c 25-го года до РХ она была присоединена к Галатии. Павел и Варнава во время первого миссионерского путешествия дважды посещали гористую и опасную для путников Писидию (Деян 13:14; 14: 21-24). В ее столице – Антиохии – после субботней проповеди в местной синагоге почти все горожане заинтересовались словами Павла. Однако руководители синагоги и начальство города изгнали Павла и Варнаву из своих пределов (Деян 13:14-52). Хотя евреи и отвергли Евангелие, но писидийский народ принял его (Деян 13: 49). Новообращенные Павлом и Варнавой ученики «исполнялись радости и Духа Святого». Из Антиохии Слово Божье распространилось «по всей стране» — Писидии.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.2
Развалины располагавшейся некогда на нескольких холмах высотою до 1200 метров Антиохии Писидийской, называемой римлянами Кесарией Антиохийской, находятся ныне около современного турецкого города Ялвач (Yalvaç). Кстати, в Археологическом музее Ялвача выделен отдельный зал, историческая информация и экспонаты которого посвящены апостолу Павлу.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.2

Основанная в III веке до РХ Селевкидской династией Антиохия Писидийская в 713 году в результате очередного нападения арабов была разрушена и полностью утратила военное, политическое и торговое значение.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.2

Сегодня только руины напоминают о былой славе города, где когда-то были тщательно построены каменные дороги, улицы с колоннами и действовали общественные здания, водопровод, бани…

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.2Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.2

В период царствования императора Константина Великого в городе появились три церкви, в скором времени в Антиохии была размещена и кафедра Писидийской митрополии, просуществовавшая до XII века. Широко известна была в Византии Писидийская икона Божией Матери. Из изображенной на ней руки Богоматери около 600 года источалось миро. Сведений о происхождении иконы не сохранилось, известно лишь, что в VI веке в городе Созополе она прославилась своими чудесами.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.2

Икона Пресвятой Богородицы «Писидийская (Писийская)»

В России список с этой чудотворной иконы (день памяти — 3 сентября) был сделан в 1608 году в Новоспасском монастыре Москвы. Известен верующим и другой чтимый образ – Антиохийская икона Божией Матери «лета 580-го» (празднование 23 марта и 28 мая), но время и место ее явления неизвестны (12, c. 51).

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.2

Антиохийская икона Божией Матери

На Писидийской земле прославились многие святые: мученик Порфирий Антиохийский (Писидийский); святые мученики Вианор и Силуан; cвятитель Киндей, епископ Писидийский; обличавший иконоборческую ересь святитель Георгий Исповедник, епископ Антиохии Писидийской и другие.

Из Антиохии Писидийской происходила великомученица Марина Антиохийская (IV в.; память — 17 июля/30 июля). Чтит cвятую Марину и Западная церковь, называя ее Маргаритой Антиохийской. О христианской вере святая Марина узнала от своей кормилицы и в двенадцать лет она приняла крещение. Отец, узнав о том, что дочь его стала христианкой, в негодовании отказался от нее. Во время гонения на христиан Марина была схвачена и заключена в темницу. Правитель Олимврий, очарованный красотой девушки, пытался уговорить ее отречься от веры Христовой и стать его женой. Но святая, не колеблясь, отвергла льстивые предложения. Тогда разгневанный правитель предал святую мученицу страшным истязаниям. Брошенная на ночь в темницу, она сподобилась Небесного посещения и была исцелена от ран. На следующий день ее снова жестоко пытали, но во время истязаний содрогнулась земля и с рук Марины спали оковы, а над ее головой засиял необыкновенный свет, в котором кружилась голубица с золотым венцом в клюве. Пораженный народ стал славить Бога. Правитель приказал казнить Марину и тех, кто уверовал во Христа. Страдания великомученицы описал очевидец событий по имени Феотим.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.2Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.2В Католической церкви Германии и других западных странах святая Марина (Маргарита) до принятия в 1969 году нового календаря входила в число так называемых «Четырнадцати святых помощников» — древних святых, почитавшихся как единая группа со времен эпидемии чумы в середине XIV века. Согласно преданиям, святую Марину (Маргариту) очень почитали в своих походах крестоносцы и она была одной из святых, являвшихся Жанне д’ Арк.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.2

Святая Маргарита

…На земле Антиохии Писидийской, исполненной новозаветных воспоминаний, в последние годы все чаще стали бывать группы духовенства и паломников из России. В 2011 году антиохийские руины и другие места древней Византии посетили паломники во главе с епископом Подольским Тихоном в сопровождении историка и византолога Павла Владимировича Кузенкова, а ранее здесь бывали митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, епископ Бобруйский и Быховский Серафим, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир. В апреле-мае того же года по каменным плитам этого бывшего города ступали ноги нескольких студентов библейского отделения Санкт-Петербурской православной духовной академии. Они приняли участие в церковно-археологической поездке, маршрут которой тоже пролегал через Антиохию Писсидийскую.

II.3. Где же искать на карте Листру?

Чтобы побывать в тех местах, идентифицируемых сегодня турецкими специалистами как «руины древней Листры», где не единожды проповедовал апостол Павел, пришлось возвращаться в уже знакомую Иконию (Конью).

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.2По одним данным, бывший город Листра называется ныне Килистрой (Kilistra), расположенной в более чем 30-ти километрах южнее Коньи, недалеко от турецкой деревни Gokyurt, в районе Хатын-Серая (1, c.43). Некоторые справочники определяют положение Листры в местности Бин-бир Килиса (Binbirkilise), что переводится буквально как «Тысяча одна церковь»), другие отсылают паломников в турецкое селение Латик и сообщают, что в музее Хатын-Серая (Хатунсарай ;Hatunsaray) хранятся отдельные артефакты из древней Листры.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.2Листра в римской провинции Галатия (в других справочниках она называется «городом Ликаонии») была еще одной важной географической точкой, куда Павел и Варнава пришли во время своего миссионерского путешествия после того, как их чуть было не побили в «соседней» Иконии.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.2

Павел исцелил здесь калеку, «не владевшего ногами», но «имевшего веру для получения исцеления» (Деян 14: 8- 9), и народ «возвысил свой голос, говоря по-лиаконски: бoги в образе человеческом сошли к нам». Язычники хотели поклониться Павлу как богу, хотя он проповедовал им живого Бога. Многие жители Листры приняли Павла за бога «Ермия» (Гермеса), а Варнаву за самого Зевса. Однако пришедшие из Иконии иудеи возбудили толпу против апостолов, в результате чего Павла побили камнями и, вытащив его за город, бросили, посчитав за мертвого. Павел все-таки встал и на другой день отправился в Дервию, где тоже благовествовал. Оттуда он вернулся в Листру и, «утверждая души учеников, увещавая пребывать в вере», предсказал о многих скорбях для верующих.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.2

Некоторые из горожан стали все-таки христианами, и во время своего второго путешествия в эти места Павел снова побывал в Листре и навестил новообращенных (Деян 14: 6- 23; 16: 1- 5).

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.2
Листру (или, возможно, Дервию) считают родиной ученика Тимофея (2, c.266) – сына уверовавшей еврейки и грека (Деян 16: 1), христианина и друга Павла, помощника апостола во втором его миссионерском путешествии. Молодой Тимофей всегда был верным и преданным христианином, но иногда сомневался в себе и нуждался в ободрении и духовной поддержке старшего друга Павла.

Этим и продиктованы полные мудрых наставлений по руководству церковью два послания Павла, направленные им молодому другу (Деян 16: 1- 3; 17: 13 -15; 1 и 2 Тим). С корневым словом «Листра» в истории Церкви известен живший в I веке апостол из числа семидесяти Артема (Арфема, Артем), епископ Листрийский. Его день памяти отмечается 30 октября — с апостолами от 70-ти Тертием, Марком и Иустом, и 4 января — в Соборе 70-ти апостолов.

В зеленеющей долине, где предположительно находилась Листра, среди причудливых холмов из туфа руками людей выдолблены и вырезаны множество культовых и жилых пещер, нередко соединенных между собой галереями и коридорами-перелазами. Внешне некоторые такие одиночные пещеры своей «архитектурой» напоминают даже купола византийской базилики или жилища с треугольной крышей. Если дать волю воображению, то можно увидеть, что издалека скопление пещер напоминает голубятни, а вблизи — сказочные замки. Некоторые из них своими формами похожи на пещерные церкви или келлии, куда даже вход был искусно вырезан в горной породе в форме креста. Возможно, такие жилые пещеры могли служить убежищем для скрывающихся или путешествующих христиан. Внутри нет настенных изображений, зато просматриваются некоторые искаженные формы в виде каменных кубов, напоминающие престолы или столы для приема пищи.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.2Если вы спросите у автора этих строк, посетил ли он древнюю Листру, ответ его будет весьма уклончивым: никто не может точно определить на турецкой карте, где все-таки локализовано место этого упоминаемого в Деяниях святых апостолов города. Это касается и другого города – Дервии.

II.4. Предположительно, в Дервии…

Апостол Павел с Варнавой посетил во время первого миссионерского путешествия и город Дервия с его окрестностями в юго-восточной части Ликаонии (Деян 14 :6, 20). Во время второго путешествия Павел снова посетил этот город (Деян. 16: 1), расположенный, по-видимому, рядом с Листрой. Дервия была родиной «Гаия Дервянина» – спутникa Павла во время его последнего путешествия в Иерусалим (Деян 20:4).

Современное расположение Дервии является среди ученых-византологов предметом споров, но с 1956 года наиболее вероятным местом бывшего города называли насыпной холм Керти-Хююк (Kerti Hüyük) возле деревни Madenşehri, северо-восточнее города Карамана (бывший — Ларанды; Larende). Это составляет на карте примерно 100 км от Листры. В 1964 году местоположение Дервии было определено еще точнее – это современное поселение Деври-Сехри, в 4 километрах юго-восточнее Керти-Хююка.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.2
По утверждениям специалистов, Деври-Сехри в эпоху между III – VIII веками было культурным центром византийских христиан. Здесь можно видеть стены древней базилики, сложенные мастерами из больших каменных блоков. Из-за нехватки древесины в регионе крыши зданий были увенчаны каменными куполами.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.2

На стенах бывшей базилики можно видеть остатки древних росписей. К сожалению, некоторые участки стен испачканы мусульманскими символами и граффити с использованием арабской вязи.

Анатолий Холодюк. Когда среди руин древней Византии цветет абрикос, ч.2Среди западных историков (Bastian Van Elderen, Steve Singleton,William Ramsay) распространено мнение, что после уничтожения Дервии (Derbe) в VIII –IX вв., массового исхода населения из города не было. Высказывается и такое предположение: многие его жители отправились в Западную Европу и поселились на землях современной Франции.

В этой стране и по сей день распространена фамилия «Derbes», имеющая коннотативное значение — «Человек из Дервии».

…После пребывания в пещерах и среди руин античных городов, упоминаемых в Деяних святых апостолов, дальнейший паломнический маршрут пролегал в «краю красивых лошадей» — Каппадокии.

Окончание следует.


Литература:

1. Bakirci N.(Dr.)Konya & Mevlana.- (?),2010.
2. Библейская энциклопедия./Перевод с англ.- М.: Российское Библейское Общество, 1995.
3. Жира О. Турция. Колыбель цивилизации. Комплексный путеводитель. — Анкара – Стамбул, 2011.
4.Ercenk G. Antalya. Geschichte, Kultur, Natur.- Antalya Promotion und Tourismus Entwiklung Gmbh, 2012.
5. Mustafapasa (Sinasos), the city of cun, is calling you.- Mustafapasa Municipality.(б.г.)
6. Ламек Ж. Каппадокия. — Cтамбул, 2010.
7. Юдин Г. Сокровенная Каппадокия.-М.: «Белый город», 2010.
8. Иераполис (ныне – Памуккале). По следам св. апостола Филиппа.-См.:http://www.pravoslavie.ru/smi/57821.htm
9. В амманской пещере Семи спящих отроков: Из путевых заметок по Иордании.-См.:http://www.pravoslavie.ru/put/070529110112.htm
10.Самандаг.-См.:http://www.travelled.ru/travel/200705/10.shtml
11. Aпокриф «Деяния Павла и Феклы». -Cм.://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Dejan_PavlFekl PHP
12. Православная Энциклопедия.- Т.2.- М.,2001.
13. Старшов Е. В. Православные святыни юга Турции. —М.:Изд-во Сретенского монастыря,2010


Опубликовано 02.04.2013 | Просмотров: 188 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter