Анатолий Холодюк. Ахенские реликвии: для верующих – святые, для скептиков – подделка. Часть 2

Часть 1

В статье рассказывается об „Ахенском паломничестве“, проводимом с XIII в. один раз в семь лет на западе Германии. В этом году оно состоится с 20 по 29 июня не только в Ахене, но и в Корнелимюнстере и Мёнхенгладбахе, где тоже в эти дни выставляют уникальные христиaнские реликвии из Cвятой Земли и мощи святых неразделенной Церкви.

В Корнелимюнстер в дни традиционного «Ахенского паломничества» тоже стекаются тысячи паломников не только из Германии, но и сопредельных с нею государств Западной Европы. История Корнелимюнстера начинается в глубокой древности (I-e столетие), когда небольшое поселение в долине реки Инде имело стратегический пункт на пересечении военных дорог между городами Ахеном и Триром, Кельном и Динантом. Церковь и монастырские строения появились здесь в эпоху империи Каролингов (814 – 817 гг.). Их основание связано с именем сына Карла Великого – императора Людовика Благочестивого (814 – 840) и святого Бенедикта Анианского (ок. 745/750 – 821). Монастырь был освящен в 817 году и первоначально назывался «Monasterium Sankti Salvatoris ad Indam» или Инденским. Сегодня официальное его название – «монастырь аббатства Святого игумена Венедикта Aнианского и папы Корнилия». Инденская обитель получала от императора ряд привилегий и богатые дарения. Основой монашеского уклада жизни стал Бенедиктинский устав. Организация монашества осуществлялась здесь по римскому образцу, вводились римско-литургические и церковно-правовые обычаи. Особое значение придавалось в монастыре и почитанию святых и реликвий. Монастырь дважды (881 и 892 гг.) подвергался нападению норманнов и был сильно разрушен, но в нем чудом сохранились его великие святыни, называемые здесь «библейскими» или «тканными».

1

Демонстрация в Корнелимюнстере трех реликвий

По преданию, христианские святыни, происхождение которых в Иерусалиме не до конца известно, в 798 – 799 году были доставлены из Святой Земли сначала в Ахен, и далее Карл Великий подарил их местному Кафедральному собору где они более пятнадцати лет они хранились в сокровищнице вместе с другими ценными реликвиями. Император Людовик Благочестивый в 817 году распорядился передать монастырю Корнелимюнстера три святыни, связанные с земной жизнью Иисуса Христа. С IХ столетия святыни хранятся в изготовленном из дубового дерева реликварии, а в описи ризницы церкви св. Корнилия их название пишется сначала на латинском и затем – параллельным переводом на немецкий язык.

1. Linteum Domini (das Schürztuch) – т.е убрус (полотенце), которым препоясался и умыл ноги ученикам Иисус Христос (Иоанн, 13; 5-6).

2

Lentium domini

Научные исследования полотняной ткани убруса (полотенца; длинa его составляет примерно 2,30 м, а ширина различна: 68 см – узкая часть, а самая широкая – 1,28 м), так как в разные годы от него отрезали фрагменты, используемые в дальнейшем как ценные дарения и реликвии. В средней части полотенца заметно темное пятно. В 1468 году в нем можно было различить подобие некоей стопы, поэтому в Корнелимюнстере существовала когда-то легенда о так называемом «следе Иуды» на этой реликвии.

2. Sindon Munda (das Grabtuch) – т.е. погребальное покрывало, которым накрыли Тело Иисуса Христа после Его распятия на Кресте.

3

Sindon munda – погребальное покрывало

Это искусно сотканное льняное полотно с декоративно-художественным рисунком (размеры погребального покрывала: ширинa – примерно 1,80 м и длинa –1,05 м) былo использованo в соответствии с иудейской традицией при погребении Христа. Погребальное покрывало в Корнелимюнстере нельзя путать (смешивать) с Туринской Плащаницей. Первоначально погребальное покрывало было вдвое больше. Недостающая половина в 875 году в качестве обмена на другие реликвии была передана Карлу II Лысому (823 – 877) — королю Западно-Франкского королевства Франции, младшему сыну Людовику I Благочестивому для основания монастыря в Компьенье (Компьен, Франция). Монастырские хроники рассказывают, что в 875 году произошел обмен реликвиями, в результате чего (сегодня – Компинье) половину покрывала, а взамен получил мощи (главу и десницу) cвятого мученика Корнелия († 253), папы Римского и мощи (плечевая кость) священномученика Киприана, епископа Карфагенского († 258). Погребальное полотно после его демонстрации паломникам надежно упаковывается в шелковую ткань красного цвета.

4

Гробовой покров Иисуса

3. Sudarium Munda (das Schweißtuch)
– т.е. плат (сударь), который закрывал глaву мертвого Иисуса Христа при погребении (Иоанн, 20; 7). Плат (размеры: 4 на 6 метров) складывают в 16 раз и хранят в шелковом пакете красного цвета.

5

Sudarium domini

Плат, имеющий ныне красную шелковую подкладку, изготовлен из так называемого «морского шёлка» (виссон), сотканного из длинных биссусных нитей средиземноморских пинн. Тонкая золотистая ткань, называемая виссоном, использовалась при погребении и для обёртывании мумий. Плат (сударь) из такой драгоценной ткани, как это было принято в еврейской традиции, покрывал голову мертвого человека. Через такую тончайшую ткань можно было видеть черты лица покойного. Учитывая скорбное предназначение этих трех святынь, монастырь в Корнелимюнстере стал издавна центром паломничества в дни Великого поста, особенно в Страстную неделю, о чем свидетельствуют изданная в Ахене справочная литература. В честь святого Корнелия с 1028 года монастырь стал называться «Monasterium sankti Cornelii ad Imdam».

6

Два реликвария с мощами св. Корнилия

7

В Х столетии из бельгийского аббатства Ставло (Stavelot) в Корнелимюнстер доставили так называемый «рог Корнелия», из которого, по преданию пил святой. В ХV–ХVI столетиях этот большой рог украсили серебром, и ныне эта реликвия находится в церкви св. Корнилия.

В 1360 году для мощей святого Корнелия изготовили специальный бюст-реликварий. К этому сятому верующие христиане в Германии обращаются за помощью в тех случаях, когда необходимо помолиться о выздоровлении нервнобольных людей, особенно тех, кто страдает эпилепсией. День его памяти отмечают 14 сентября, и праздник при большом стечении паломников продолжается в Корнелимюнстере целую неделю.

…В Мёнхенгладбахе паломники устремляются в католическую приходскую церковь Святого Вита — бывшую главную базилику бенедиктинского аббатства Гладбах, основанного в 974 году на склонах лесистого холма с видом на ручей. По легенде, в 972 году Кельнский архиепископ Геро (Герон) Святой (900 (0900) – 976) в сопровождении монаха по имени Сандрад подыскивали в лесу место для основания монастыря и неожиданно услышали доносящийся из недр одного холма звон колокола. Следуя за его звуком, они обнаружили в холме расщелину, а в ней — реликвии святого Вита, папы Римского Корнелия или Корнилия († 253), святого Киприана Карфагенского, святого мученика Хрисанфа и святой Варвары, что и было вопринято знаком свыше основать именно в этом месте монастырь. В 1973 году церкви Святого Вита присвоен папой Павлом VI титул Малой базилики (Basilica minor). Главная реликвия церкви Святого Вита — хранящаяся в драгоценном реликварии (1895)

8

Реликварий с частью скатерти Тайной Вечери

9

часть скатерти, которая якобы покрывала стол во время Тайной Вечери. Где, кем, когда и при каких обстоятельствах был приобретен этот кусок ткани, сегодня никому не известно. Впервые об этой ткани, демонстрируемой паломникам один раз в семь лет, повествует запись в церковном списке реликвий ХIV-го века. В базилике имеется еще один фрагмент ткани от скатерти Тайной Вечери, являющейся частью имперского клейнода — атрибута императорской власти, хранящегося вместе с другими регалиями в сокровищнице дворца Хомбург в Вене. Предположительно, этот артефакт происходит из «Нюрнбергских клейнодов», хранившиеся с 1424 по 1796 гг. в Нюрнберге.

Открытие реликвария с драгоценной тканью происходит в торжественной обстановке на площади перед базиликой.

10

Открытие реликария в Мёнхенгладбахе

Реликвию показывают всем присутствующим паломникам, а потом ее помещают в стеклянную витрину, выставляемую в соборе.

11

Под стеклом – фрагмент скатерти Тайной Вечери

Среди других реликвий церкви Святого Вита – реликварии с мощами св. Вита и св. Лаврентия, а также переносной алтарь и изготовленный в XII – XIII из дерева и слоновой кости ларец – реликварий.

12

Реликварии с мощами св. Лаврения (сверху) и св. Вита (снизу)

13

…Почитание участниками «Ахенского паломничества» реликвий святых, частей их тела, предметов обихода, которыми они пользовались при жизни, а также предметов, соприкасавшихся с ними уже после кончины, по древнему преданию, сулит воинам либо победу в предстоящей битве, либо исцеление от болезней, либо предупреждает их. Причем, определяющими в паломничестве в Корнелимюнстер и Мёнхенгладбах являются такие мотивы, как покаяние, послушание, отпущение грехов, личное отношение к святыням, обращение к ним с молитвой о заступничестве перед Богом, благодарность за оказанную помощь и надежда на вечную жизнь.

Вместо заключения

… «Русскому Европа так же драгоценна, как Россия; каждый камень в ней мил и дорог. Европа так же точно была Отечеством нашим, как и Россия… О, русским дороги эти старые чужие камни, эти чудеса старого божьего мира, эти осколки святых чудес; и даже это нам дороже, чем им самим!» написал М. Достоевский (1821 – 1881) в романе «Подросток» (1875). Несмотря на эти прогрессивные оценки относительно значимости европейских ценностей, высказанные в XIX веке русским мыслителем и писателем, к сожалению, даже в нашем ХХI веке в представлении некоторых верующих христианская Германия представляется преимущественно страной католицизма и протестантизма. Здесь якобы Христианство «превратилось лишь в часть культурного наследия» и «к нему относятся как к музейному средневековому антуражу». На самом деле в Германии существует множество величайших христианских святынь и культируются специфические местные духовные традиции, связанные с их благоговейным почитанием, знание о которых может только обогатить представление православных людей о святынях и святых неразделенной Церкви. Многие ee святые стали равночтимыми в Католической и Православной Церквях. Архиепископ Клинский Лонгин, викарий Московской епархии, представитель РПЦ в Дюссельдорфе (Германия) в интервью (2012 г.) для российского издания подчеркнул: «… К этим святым необходимо относиться с почтением, уважением и почитанием. Ведь многие из них являются святыми и для православных. Мы не имеем права игнорировать или унижать чувства другого человека, если он в своей Церкви кого-то прославил особым святым. В Германии мы должны свидетельствовать о нашем Православии, но ни в коем случае не смеем, находясь здесь, за рубежом, в меньшинстве, оскорблять других христиан, которые не принадлежат к Православной Церкви. Во многих европейских странах прославлены святые западной неразделенной Церкви как местночтимые святые. Нам в Германии тоже надо было бы подумать об этом и просить наше церковное чиноначалие установить праздник поминовения всех общих святых неразделенной Церкви Христовой на территории Германии».

В последние десятителетия почти во всех германских городах оказалось довольно много православных людей разных национальностей, для которых открыли свои православные приходы РПЦЗ и Московская Патриархия. Если раньше в крупные центры страны приезжали исключительно туристы, то теперь в них стали бывать и российские паломники. Наверняка они станут участниками и предстоящего «Ахенского паломничества», как это уже наблюдалось и в 2007 году. Молитвенное шествие православных верующих в города Ахен, Корнелимюнстер и Мёнхенгладбах будет включать в себя не только моменты осмысления истории Церкви и значения Христианства для современной Европы, но и молитву о сбережении в будущем на ее территории христианских корней.


Опубликовано 12.06.2014 | Просмотров: 744 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter