Алексий Подколзин. Торжество Православия

Алексий Подколзин. Торжество Православия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, Святая Церковь, совершая сегодня праздничное всенощное бдение, вспоминает поистине великое событие: Торжество Православия. Этот праздник был установлен при императрице Феодоре на Поместном Константинопольском Соборе в 843 г. Установление Торжества Православия ознаменовало собой окончательную победу над иконоборческой ересью, уже осужденной на Седьмом Вселенском Соборе, который восстановил иконопочитание и утвердил, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, мы почитаем не само вещество, из которого сделана икона, а того, кто на ней изображен. Догмат иконопочитания является печатью всех догматов, поскольку он свидетельствует о тайне Боговоплощения. В силу Своей любви к грешным людям, для спасения человечества Христос Спаситель рождается от Девы Марии, истинный Бог и истинный человек. «Бессмертный Бог не возгнушался сделаться человеком, могущим страдать, и бессмертный – подвергнуться закону смерти», — писал св. Лев Великий. И только лишь после этого величайшего события стало возможным изображать Непостижимого Бога в земных красках.

Если мы посмотрим на все ереси, когда-либо волновавшие Церковь, то мы увидим, что все они в большей или меньшей степени имели своей целью подвергнуть критике это учение и поколебать веру христиан в истинность этого догмата. Своими заблуждениями они закрывали человеку возможность стать причастником Божеского естества и достичь обожения. Таким образом, без истинного исповедания веры в Богочеловека Христа Спасителя наши духовные ориентиры становятся искаженными, и мы можем далеко уйти от узкого пути, ведущего в жизнь вечную. Именно поэтому Святая Церковь, осуждая ересь иконоборчества, анафематствует сегодня и все предыдущие лжеучения, каждое из которых есть духовная смерть.

В день Торжества Православия свершилось главное: был определен конкретный, ясный путь к вечной жизни с Богом, выверенный всеобъемлющим опытом Церкви. И теперь, когда мы говорим о Православии, мы говорим об истинном Богопочитании, ибо, только правильно почитая Бога, мы можем достичь Царства Небесного. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Ин 7:39). Где нет Духа, там нет Православия».

Совершая чин Торжества, Св. Церковь помогает нам обрести этот опыт Царства Небесного, опыт непрерывной радости и торжества. И этому особо способствует молитва перед иконой, которую в некотором смысле можно сравнить с зеркалом. Молитвенно взирая на икону, человек начинает видеть в ней свое отражение. Только в отличие от зеркала, в котором видны все недостатки, икона являет человеку чистый образ. Созерцание иконы помогает ему освободиться от своих страстей и, таким образом, стать ближе к Богу, а следовательно, к вечной жизни во Христе. Известный иконописец архимандрит Зинон (Теодор) говорит, что «икона … есть явление Царства Христова, явление преображенной, обоженной твари, того самого преображенного человечества, которое в Своем Лице явил Христос».

И в сегодняшний день мы также должны задуматься о том, что каждый из нас обладает бесценным даром — несет в себе икону, образ Божий. Мы призваны разглядеть под повседневными бытовыми отношениями и мелочными межличностными конфликтами лик Божий в каждом из нас. Этому способствует благодатное время Великого поста, который является для нас подвигом самообладания, когда каждый из нас должен попытаться увидеть свои пороки и искоренить их. Но, к сожалению, пост оказывается для нас духовно бесплодным именно потому, что бывает слишком кратковременным, по нашей лени и малому усердию. Мы проводим в духовном напряжении лишь малую его часть, пребывая остальное время в расслаблении и вялотекущей борьбе с самими собой. Но в том-то и состоит уникальность и безмерная ценность лично для нас учения о Боговоплощении, что оно дает нам надежду на то, что наши мизерные усилия по заботе о своем спасении могут быть восполнены благодатной помощью Божией, о чем мы неустанно должны молиться пред святыми иконами Спасителя, Божией Матери и угодников Божиих. Аминь.

Проповедь на всенощном бдении в канун Недели Торжества Православия.


Опубликовано 13.03.2011 | Просмотров: 206 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter