Алексей Сергеев. Смутные времена и верность Богу

Алексей Сергеев. Смутные времена и верность Богу

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня особый день, сегодня Святая Церковь молитвенно чтит празднование Казанской иконы Божией Матери, установленное в память освобождения Москвы от поляков в 1612 году.

Россия начала XVII века переживала тяжкую смуту после правления Бориса Годунова. Кругом царила атмосфера междоусобиц и нестроений, как следствие многолетней изматывающей и неудачной Ливонской войны, экономических трудностей, связанных с последствиями трёхлетнего голода 1601-1604 годов. Этой ситуацией стремились воспользоваться интервенты, и в результате захвата Москвы, Смоленска и других городов страна находилась под угрозой окатоличивания и полного исчезновения. Основная же причина кризиса государства была более глубокой, связанной в первую очередь с отступлением от Господа верхушки власти. Бояре, фактически предавшие Родину, впустили захватчиков в самое сердце страны – Москву. Народ же находился в некоем замешательстве, потеряв в свою очередь веру в правителей, и каждый жил как хотел.

Но, как говорит нам Священное Писание, «Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный. От гнева Его дрожит земля; и народы не могут выдержать негодования Его» (Иер 10:10). Поэтому отступление от Бога, назвавшего Себя ревнителем, неизменно влечёт тяжёлые последствия в виде бед и нестроений. А если мера беззакония переполняется, то Господь может и совершенно стереть народ с лица земли, как это происходит в Библии с Аморреями (Быт 15:16). В тоже время при сердечном покаянии Господь сменяет Свой гнев на милость, ибо, как свидетельствует книга Исход, наш «Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх 34:6).

И из истории 1612 года мы узнаем, что по благословению священномученника Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси, в Нижнем Новгороде собирается народное ополчение, объединённое одной верой во Христа Спасителя, под предводительством князя Пожарского и боярина Минина. Это не столько военно-политическая мощь, но прежде всего духовное единство русского воинства и народа, которое в течение трёх дней у стен Китай-города в покаянии постится и молится перед Казанской иконой Божией Матери, причащается Святых Христовых Таин. В это же самое время происходит беспрецедентная оборона Троице-Сергиевой Лавры монахами и малочисленными военными, терпящими голод и эпидемии. Лавра так и не была взята армией поляков численностью в тридцать тысяч человек.

И вот, архиепископ Арсений, находящийся в это время в осаждённом Кремле, становится свидетелем слов преподобного Сергия Радонежского: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». И действительно, с помощью Божией, предстательством Пречистой Девы Марии, русские войска одерживают победу.

Но как ни удивительно, несмотря на все трудности безвременья конца XVI, начала XVII века и чудесного избавления от захватчиков, в истории России смутные времена повторялись снова и снова, вплоть до конца XX века. Но что же наше время? Является ли оно смутным? Вне всякого сомнения, да. Эта смута находится внутри современного человека, который отличается тем, что насквозь пропитан скепсисом и не желает доверять Богу. Этот скепсис рождён обилием самой противоречивой информации, проходящей сквозь наших современников, часто не желающих глубже разобраться в вечных вопросах бытия. В результате мы видим фактически Евангельскую картину, таких вот «Пилатов», задающих вопрос: «Что есть истина?» И не дождавшись ответа, поспешно уходящих от этой Истины. Проходящих мимо Христа и Его Церкви. И, конечно же, многократно тяжелее и больнее слышать некий скепсис от православных людей. Вот привозят в наш город величайшую святыню из Афонского монастыря Ватопед – Пояс Божией Матери, и дух скепсиса говорит православными устами: «А точно ли это пояс Богородицы? Скорее нет, чем да, возможно эта вещь более поздних веков?» И так во всём. Точно ли это чудотворная икона в храме или нет? А вообще, есть ли иконы не чудотворные? Любая икона, находящаяся в храме, как и любая величайшая святыня, может быть для одного человека чудотворной, а для другого нет, будь эта икона чудесно обретена или написана воспитанницами иконописного отделения Санкт-Петербургской духовной академии. В этом случае для нас громом должны звучать слова Господа «По вере вашей да будет вам» (Матф 9:29).

Как видно, любое отступление от веры, от Бога, любая смута начинается внутри нашего сердца и может захватывать окружающих. В тоже время и святость, к которой призваны христиане, является тем, что объединяет и привлекает к себе по известному выражению преподобного Серафима Саровского «Стяжи Дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся».

Будем же, по слову святого апостола Павла, освободившись от корня всякой смуты – греха, приносить плод наш, который есть святость, а конец святости — жизнь вечная (см. Рим 6:22). Прося в этом помощи Заступницы нашей Усердной, Матери Бога Вышняго Пресвятой Пречистой Преблагословенной Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Аминь.

Проповедь на всенощном бдении в канун празднования Казанской иконы Божией Матери 3 ноября 2011 г.


Опубликовано 04.11.2011 | Просмотров: 202 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter