Алексей Булгаков. Организация электронного библиотечного учета в СПбПДА

Алексей Булгаков. Организация электронного библиотечного учета в СПбПДА

Доклад Алексея Булгакова, системного администратора Санкт-Петербургской православной духовной академии, на практическом семинаре в СПбПДА 13 декабря 2010 г.

Организация электронного библиотечного учета в СПбПДА

Стандарты электронной библиотечной системы

Возможности сотрудничества православных библиотек

Ведение электронного библиотечного учета в библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии было начато в 1995 году. В 2003 году была приобретена и введена в эксплуатацию система «Руслан», использующая современные стандарты хранения и передачи библиотечных данных в электронном виде.

Система состоит из сервера и рабочих мест для работников библиотеки и читателей. Система представляет собой полный комплекс для автоматизации всего цикла стандартных библиотечных операций, а также создания отчетов.

Для хранения записей используется формат RusMARC. Вторым важным стандартом, реализованным в системе, является стандарт сетевого протокола обмена библиографическими данными z39.50. И формат MARC и протокол z39.50 являются открытыми.

Система построена по клиент-серверной архитектуре. Ее центром является сервер «Руслан». Сервер обеспечивает хранение данных в формате RusMARC и взаимодействие с рабочими местами пользователей по протоколу z35.50.

Использование стандартных протоколов кроме обеспечения внутреннего взаимодействия модулей позволяет строить сложные системы. Сервера могут объединяться между собой, а рабочие места пользователей могут подключаться к различным серверам, в том числе и к серверам сторонних библиотек или иным источниками записей в стандарте MARC, если эти источники доступны по протоколу z39.50. Это не обязательно должны быть сервера, работающие под управлением системы «Руслан».

Какие преимущества дает использование программного обеспечения, работающего по этим стадартам? Здесь стоит остановиться на тех, которые дают возможность взаимодействия как при решении внутренних задач библиотек, так и при обслуживании читателей.

1. Решение проблемы каталогизации
2. Возможность создания единого поискового пространства
3. Возможность организации библиотечных консорциумов.

Каждая библиотека, формирующая свой фонд, неизбежно должна проводить работу по каталогизации. До введения электронного книгоучета эта работа велась путем заполнения библиографических карточек. С вводом систем автоматизированного библиотечного учета эта работа осуществляется созданием в электронном каталоге библиографических записей и заполнением их полей.

Эта работа проводится квалифицированными библиографами и требует немалого времени. При этом, естественно, сотрудники разных библиотек, описывая одну и ту же книгу, выполняют одну и ту же весьма трудоемкую работу.

В системе «Руслан», как и в других библиотечных системах, использующих страндартный протокол обмена и стандартный формат представления данных, возможна операция заимствования. То есть копирование в свою библиотечную базу записей, составленных библиографами других учреждений.

Какие могут быть источники для заимствования записей?

1. Российская книжная палата — учреждение в Москве, занимающееся описанием книг. Можно заметить, что в Книжной палате на вооружение взята система «Руслан», что в свое время повлияло на выбор программного обеспечения. Сервер Российской книжной палаты является источником профессионально составленных записей. Услуги сервера являются платными.
2. Библиотека конгресса США. Огромное количество записей на иностранную литературу. Сервер позволяет заимствовать записи бесплатно.
3. Ассоциация АРБИКОН. Ассоциация библиотечных консорциумов. Сервера консорциума содержат  около 25 миллионов записей. Доступ к записям осуществляется через единый сервер доступа. Записи ассоциации доступны ее членам.
4. Возможно создание консорциума православных библиотек. Это может быть особенно удобно, т.к. фонды православных библиотек имеют сходные по составу фонды.

Одним из проектов, действующим в настоящее время, является межбиблиотечный проект МАРС. Цель проекта — распределить усилия по росписи периодических изданий.

Дело в том, что для полноценного описания периодического издания необходимо описание входящих в него статей. Так называемая роспись. Проект МАРС позволяет проводить эту работу совместными усилиями библиографов различных библиотек, участвующих в проекте.

Использование сетевых серверов дает преимущества и для читателей. С развитием сети появляется возможность поиска нужной книги по различным библиотекам.

Стандарт предоставления библиографических данных MARC предусматривает и создание описаний электронных ресурсов. В том числе и сканированных изданий. Это дает возможность осуществлять единообразный поиск как по обычным книгам, так и по их сканированным копиям с возможностью загрузки файла из файлохранилища после его нахождения.

Разработчики системы «Руслан» предложили также технологию чтения сканированных изданий прямо в браузере пользователя без их предварительной загрузки на локальный компьютер. Технология позволяет вводить ограничение возможностей чтения в соответствии с авторскими правами на издание.

Таким образом, использование стандартного формата хранения библиографичесих записей семейства MARC и стандартного протокола обмена z39.50 позволяет получить преимущества как при использовании библиотечных фондов читателями, так и в самом библиотечном учете при работе сотрудников библиотек.

В настоящее время идет процесс развития библиотек православных учебных заведений. Делаются шаги по интеграции их ресурсов, как архивов сканкопий изданий, так и электронных каталогов.

Многие библиотеки, возможно, стоят перед выбором библиотечных компьютерных систем. В этих условиях, чтобы иметь возможность в дальнейшем двигаться в направлении интеграции и сотрудничества с другими библиотеками, а также использовать и наработки светских библиотек в этой области, следует обратить внимание на соответствие этих систем существующим стандартам.


Опубликовано 17.01.2011 | Просмотров: 209 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter