Алексей Артюхов. Психолого-педагогическое и пастырское сопровождение подростка в Церкви на примере занятий в воскресной школе

Алексей Артюхов. Психолого-педагогическое и пастырское сопровождение подростка в Церкви на примере занятий в воскресной школе

Воспитание подростков в Православной Церкви в настоящее время является очень важным делом. Это связано с тем, что в подростковом возрасте происходит переоценка ценностей. Поэтому возникает проблема аддиктивного поведения, ухода из Церкви, колебания в вере. Например, об этом пишет протоиерей Василий Зеньковский: «Все темно над подростком. Вдруг он “решит”(!), что Бога нет и уверен, что в нем нет веры, а то вдруг по привычке, по неисчезнувшей инерции начнет молиться – и на время волнение, мистические восторги охватят душу» [1].

Для решения этих проблем необходимо психолого-педагогическое и пастырское сопровождение подростка в Церкви. Воскресная школа является одной из самых популярных форм воспитания детей. Здесь с подростками занимаются священники, педагоги. Сопровождение осуществляется через поддержку воспитуемого в разрешении его проблем, помощь в трудной жизненной ситуации.

Рассмотрим психолого-педагогическое сопровождение подростка в воскресной школе. Здесь следует выделить субъекты сопровождения: педагоги и учащиеся-подростки. Психолого-педагогическое сопровождение будет заключаться в том, что педагогам необходимо использовать педагогические методы в воспитании с опорой на психологические особенности подросткового возраста.

Следует выделить основные направления реализации психолого-педагогического сопровождения:

  • выявление трудностей у подростков в саморазвитии, решении жизненных проблем посредством диагностических процедур;
  • психологическое просвещение в области личностных отношений подростка с самим собой, окружающими, миром;
  • психологическое консультирование для оказания помощи в самопознании, формировании адекватной самооценки, аксиологической оценки жизненных явлений;
  • развитие способности разрешения проблемных жизненных ситуаций;
  • психологическая коррекция, заключающаяся в устранении отклонений от правильного развития личности и межличностных отношений.

Эти направления являются общими по отношению к различным типам воспитательных учреждений. В нашем случае в воскресной школе педагог будет беседовать с подростками, выявлять их жизненные трудности, помогать в их разрешении, направлять общение подростков.

Пастырское сопровождение подростков в воскресной школе. Субъекты сопровождения: пастырь и учащиеся-подростки. Пастырское сопровождение подростков заключается в том, чтобы помочь им научиться самостоятельно принимать решения в области духовных проблем; остаться в Церкви, осознать необходимость веры в Бога, молитвы, участия в исповеди и причащении.

Пастырская позиция по отношению к подростку, по мнению протоиерея Василиоса Фермоса, имеет определяющее значение для его веры. Причина этому — олицетворение пастырем Бога. Подросток может с помощью разума отличать Бога от людей, но на бессознательном уровне Бог олицетворяется всеми теми, «кто Его «рекламирует» и предлагает подростку последовать за Ним» [2].

Необходимо отметить некоторые психологические особенности подросткового возраста, которые необходимо учитывать при организации психолого-педагогического и пастырского сопровождения. Общение как главная ведущая деятельность подростка реализуется в воскресной школе через провождение времени со своими сверстниками. Естественно, церковные люди имеют не только светские интересы, но и религиозные. Поэтому задача сопровождающих – помочь подросткам организовать общение, направленное на укрепление связей с церковной жизнью.

Воскресная школа предлагает подросткам заниматься какой-нибудь значимой для них деятельностью. Здесь пастыри и педагоги должны помочь им поддержать чувство взрослости, которое будет проявляться в ответственности. Примерами такой деятельности могут выступить социальное приходское служение, участие в богослужебных послушаниях и церковных мероприятиях.

Также огромную роль играет личность авторитетного человека, лидера, которым может стать священник или педагог. Такой лидер живет «вместе» [3], пытается сопереживать подростку. Родители уже не обладают тем авторитетом, который у них был раньше. Поэтому священник или педагог будут успешны в сопровождении подростка, если станут приемниками в лидерстве.

Таким образом, психолого-педагогическое и пастырское сопровождение подростка в Церкви необходимо для того, чтобы помочь ему остаться в ней, пережить сложный возраст самоидентификации в общественной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1.​ Цит. по: Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов, преподавателей школ. М.: ИЭОПГКО, 2006. С. 75-76.

2.​ Фермос В., прот. Подростки в Церкви. Формирование личности и осмысление веры // Портал Богослов.Ru. – 2012. – 27 июля [Электронный ресурс]. URL: http://www.bogoslov.ru/text/2707798.html (Дата обращения: 09.03.2013).

3.​ Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов, преподавателей школ. М.: ИЭОПГКО, 2006. С. 78.


Доклад магистранта Санкт-Петербургской духовной академии Алексея Артюхова на XIII Свято-Троицких чтениях в Русской христианской гуманитарной академии, Санкт-Петербург, 28 мая 2013 года. 


Опубликовано 30.05.2013 | Просмотров: 214 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter