Александр Зиновкин. Терпение порождает обильный плод надежды, веры и любви

Александр Зиновкин. Терпение порождает обильный плод надежды, веры и любви

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Братия и сестры! В воспоминаемом нами сегодня событии мы прославляем Божию Матерь, родившуюся на свет во спасение многих. Событию рождества предшествует история, как праведные Иоаким и Анна испрашивают благословения у Бога о зачатии ребенка:

В двенадцати коленах Израиля был некто Иоаким, очень богатый человек, который приносил двойные дары Богу, говоря: Пусть будет от богатства моего всему народу, а мне в отпущение в умилостивление Господу. Наступил великий день Господень, когда сыны Израиля приносили свои дары. И выступил против Иоакима Рувим, сказав: Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю… И столь горько стало Иоакиму, и не пошел он к жене своей, а ушел в пустыню, поставил там свою палатку и постился сорок дней и сорок ночей, говоря:  не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едою и питьем молитва.

Иоакиму стало очень горько, а ведь мы знаем, что он был праведником. Почему же так получилось, что он ушел из храма Божьего с сокрушенной душой, не получив утешения? Почему Бог позволяет человеку, который во всем Ему угождает и не творит зла, испытывать такую боль, страдания и унижения? Стоит ли тогда (и многие задают себе этот вопрос) так стараться исполнять Божественный закон, заповеди, нести служение, если результат, по-видимому, один и тот же: праведный страдает не меньше грешного, и более того, бывает унижен на глазах у всех людей, и Бог явно не заступается за него. Невольно возникает вопрос: какой плод принесла тебе твоя праведность? А другие скажут: это гордость, упрямство, фанатизм, перегиб.

Каждый из нас сталкивается с подобными вопросами, и они требуют разрешения. Но, к сожалению, часто за праздничной мишурой и жизненной суетой их острота переживается нами почти безболезненно.

В Прологе есть замечательная и поучительная притча:

«Некий муж встретил страшного зверя, который готов был растерзать его. Убегая от ярости животного, человек этот упал в глубокую пропасть и, падая, успел ухватиться за ветви большого дерева. Ухватившись крепко за ветви и найдя опору ногам, человек считал себя уже в безопасности, однако, посмотрев вглубь этой пропасти, увидел он мышей, которые непрестанно грызли корень дерева, а на самом дне пропасти – страшного змея, с раскрытой пастью. Окруженный со всех сторон опасностями, человек поднял глаза вверх и на вершине дерева заметил какое-то количество меда. Что же в таком положении стал делать этот несчастный? Вместо того, чтобы хоть что-нибудь предпринять для своего спасения, он спокойно устремился к меду и стал вкушать его.»

Что значит эта притча? Она представляет подобие нашей настоящей жизни. Зверь, который изначально стремился поглотить человека, это образ смерти, которая преследует всех нас. Пропасть  — это мир, исполненный всевозможных сетей. Дерево, беспрестанно подтачиваемое мышами, есть наша жизнь, подтачиваемая временем. А змий, ползающий в этой пропасти, изображает ненасытное адово чрево, готовое безвозвратно нас поглотить. Что же, наконец, значат малые капли меда, за которыми устремился окруженный опасностями человек? Это как бы ничтожные блага мира, за которыми мы, очень хорошо зная, что впереди смерть и вечная мука, все-таки устремляемся и, таким образом, внезапно восхищаемся смертью и сводимся в ад».

Чтобы ответить на вопрос, что получает праведник, нужно посмотреть, к чему он стремится. Стремится ли он к богатству, славе, удовольствиям – тогда он действительно этого не обретает. Или же он ищет Божьей славы и небесных благ? Святитель Димитрий Ростовский спрашивал, есть ли среди принявших священный сан те, которые ищут пользы людей и приобретения душ, а не пропитания себя, жены и детей. «Поискал Иисуса, — говорит святитель,- не для Иисуса, а для хлеба куса».

Итак, один трудится в надежде получить земное благополучие, а Царство Небесное приложится как-нибудь, другой же надеется на Божественное утешение и воздаяние. «Кто пашет, должен пахать с надеждою получить желаемое» (1Кор 9:10),- говорит апостол. В этом и заключается великое отличие между этими людьми. Как часто нам приходится предаваться унынию и тоске от того, что мы теряем надежду просить у Бога о помощи!

Чувство страдания и одиночества, даже богооставленности, которое ощутил праведник, указывает нам путь, который ведет во внутренний мир человека. И как часто в этой пустыне собственных мыслей человек остается наедине с самим собой. Но, по словам старца Софрония (Сахарова), «иное — страдание гордого отчаяния и иное – души благочестивой». Праведник, испытанный таким искушением, открывает всем свою веру, которой он живет, и сподобляется соучаствовать в страданиях Христовых, претерпевая в меру своих сил то, что претерпел Господь. Может быть, в этом остром и едва терпимом чувстве одиночества и оставленности Бог показывает человеку, насколько сильно Он Сам хотел бы быть любимым людьми, которые все время оставляют Его в одиночестве, закрывая пред Ним двери своей души!

И вот, братия и сестры, в день Рождества Пречистой Богоматери вспомним историю праведных богоотец Иоакима и Анны, чтобы запастись терпением и верой на происходящие перемены и скорби в нашей жизни. При этом твердо зная, что терпение порождает на сухой земле обильный плод надежды, веры и любви. И да воскликнем Богу словами праведной Анны: «Знаю теперь, что Господь благословил меня!» Аминь.

Проповедь, произнесенная 20 сентября 2010 года в Иоанно-Богословском храме за всенощным бдением


Опубликовано 21.09.2010 | Просмотров: 182 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter