В Неделю Иоанна Лествичника ректор Духовной академии совершил богослужения в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова

В Неделю Иоанна Лествичника ректор Духовной академии совершил богослужения в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова

21-22 марта 2015 года в домовых храмах Санкт-Петербургской православной духовной академии прошли богослужения 4-ой Недели Великого поста, посвященной дню памяти преподобного Иоанна Лествичника. В академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова всенощное бдение и Божественную литургию совершил ректор Духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий.

В этом году с воскресным днем совпадает празднование в честь 40-ка мучеников, в Севастии пострадавших. За всенощным бдением, на полиелее, было торжественно пропето величание святым мученикам.

Перед началом богослужения в алтарь академического храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова было перенесено Распятие с Частицей Честного и Животворящего Креста Господня, находившееся в храме для поклонения верующих в течении Крестопоклонной седмицы. По благословению архиепископа Амвросия Распятие с Частицей Креста будет вновь вынесено для поклонения верующих на утрене Великой Пятницы (чтение Страстных Евангелий).

В Неделю Иоанна Лествичника ректор Духовной академии совершил богослужения в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова

За Божественной литургией святителя Василия Великого Высокопреосвященнейшему архиепископу Амвросию сослужили: архимандрит Софроний (Смук); архимандрит Григорий (Нанакудис); иеромонах Марк (Святогоров), старший помощник проректора по воспитательной работе; иеромонах Геннадий (Поляков); священники Александр Кузнецов и Глеб Санюк; иеромонахи Афанасий (Букин) и Виталий (Морозов); священник Евгений Миози; иеромонах Сергий (Шардаков); священник Владимир Первушин-фон-Дитц; протодиакон Кирилл Журавлев; диакон Германн Ранне; иеродиакон Алексей (Дурнев).

За богослужением пели мужской хор под управлением студента 3 курса бакалавриата Марка Качанкина, смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и женский хор под управлением Лидии Масловой. В храме молились сотрудники, студенты Духовной академии, прихожане.

В Неделю Иоанна Лествичника ректор Духовной академии совершил богослужения в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Проповедь после апостольского чтения произнес магистрант I курса церковно-практического отделения чтец Иван Никитин.

По сугубой ектении была вознесена молитва о мире и прекращении междоусобной брани на Украинской земле.

После отпуста Божественной литургии владыка ректор поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таинств и отметил, что в среду вечером на предстоящей седмице в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова будет последний раз в этом посту прочитан Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, а на утрене в пятницу, накануне Субботы Акафиста будет прочитан акафист Пресвятой Богородице. Богослужения начнутся в 18.00.

В Неделю Иоанна Лествичника ректор Духовной академии совершил богослужения в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова

По окончании богослужения в алтаре академического храма архиепископ Амвросий прочитал над монахом Лукой (Пронских) молитву на снятие клобука.

В храме Двенадцати апостолов всенощное бдение накануне и воскресную Божественную литургию возглавил архимандрит Тимофей (Цисмалидис). Ему сослужили: иеромонахи Варфоломей (Магницкий) и Сергий (Иванов); иеродиаконы Феодосий (Желновачев) и Владимир (Палибрк); диакон Адам Бокарев.

В Неделю Иоанна Лествичника ректор Духовной академии совершил богослужения в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Проповедь после чтения Евангелия произнес студент 4 курса бакалавриата чтец Вадим Пантюхин.

За богослужениями пел хор Факультета иностранных студентов под управлением студентки 3 курса Регентского отделения Юлия Пархоменко.

Преподобный Иоанн Лествичник. Путь к Небесным обителям.

В четвертую неделю Великого поста Святая Церковь празднует память великого подвижника благочестия — преподобного Иоанна Лествичника.

Святой Иоанн родился в XI веке в семье знатных константинопольских граждан Ксенофонта и Марии (впоследствии, родители преподобного Иоанна были прославлены в лике святых, их память празднуется 8 февраля). Для получения более полного и разностороннего образования родители отправили шестнадцатилетнего Иоанна и его брата Аркадия в город Бейрут. Но во время путешествия корабль, на котором плыли братья, потерпел крушение. Промыслом Вседержителя Иоанн и Аркадий были чудесным образом спасены от гибели и выброшены волнами на морской берег в разных местах.

Благодаря Бога за чудесное спасение и скорбя о потере брата, юный Иоанн решается оставить мир и приходит на Синайскую гору, чтобы полностью посвятить себя служению Богу. В двадцатилетнем возрасте он принимает иноческий постриг и почти двадцать лет подвизается под руководством аввы Мартирия. После смерти своего старца он удаляется в безмолвное место, называемое Фола, где в течении долгих сорока лет несет подвиг отшельника в строгом посте, непрестанной молитве, уединении и безмолвии. Отличительной чертой подвижничества святого Иоанна было то, что он не предпринимал каких-то особых внешних подвигов — таких как отказ от вкушения пищи, стояние на столпе или бессонные ночи. Многое время проводил в молитве и чтении душеспасительных книг. Во всей своей внешней жизни Иоанн старался действовать с осторожностью, не допуская крайностей, опасных для души. Но это нисколько не мешало ему в своей внутренней духовной жизни безгранично стремиться к Божественному Свету. Проникнутый безмерной любовью ко Господу он непрестанно пребывал в покаянном чувстве, сокрушаясь о своих грехах.

После сорока лет подвигов святой Иоанн сделался игуменом синайского монастыря, однако уже через четыре года он вновь удалился в уединение и мирно отошел ко Господу, ради Которого в раннем возрасте отказался от мира и встал на борьбу со своим падшим страстным естеством.

Святой Иоанн не только прошел путь от мирского жития к небесным обителям, но оставил нам бесценный дар — свой аскетический опыт, записанный в книге названной «Лествицей». Указанный образ символизирует постепенное восхождение падшего человеческого естества к своему Творцу. На различных ступенях «Лествицы», число которых — тридцать — равно числу земных лет Христа Спасителя перед выходом на проповедь, описывается борьба с различными страстями и пороками, которые подвижнику следует преодолеть. Вместе с этим, творения святого Иоанна руководят человека к воспитанию добродетелей, обязательных для христиан. На первой ступени «Лествицы» вставшему на путь спасения предлагается слово об отречении от мирского жития, последняя же высшая ступень рассказывает о союзе и действии в душе человека трех величайших христианских добродетелей веры, надежды и любви. Но та высота, к которой призывает нас «Лествица», не есть цель исключительно монашеского жития, всякий человек, желающий достичь небесного Царства должен пройти ее ступени.

Не случайно, именно в спасительное время Великого поста, святая Церковь отмечает память преподобного Иоанна. Для нас его святая жизнь, направленная, прежде всего, не на внешнее, но на внутреннее делание — действенный пример для подражания, в его творениях наиболее доступным нам образом подробно и ясно рассказывается о подвиге, который должны понести все христиане.

Жизнь христианина это трудный путь — путь непрестанного восхождения. Начало этого пути — решительный отказ от рабства миру, служения преходящим заботам и радостям земной жизни, устремленность к обретению подлинного бытия в единстве с Богом. Середина этого пути — слезное искреннее покаяние, жестокая брань против восстающих страстей падшего естества, подогреваемых действиями злых духов, единственная цель которых лишить человека вечного блаженства, всеми возможными способами сбросить его со спасительной лестницы. И наконец окончание, венец этого пути, его вершина — вечная, блаженная жизнь в любви и неизреченной радости, озаренная ослепительным сиянием Невечернего Божественного Света…

Из поучений преподобного Иоанна Лествичника о посте и молитве:

«Утесняй чрево воздержанием, и ты возможешь заградить себе уста; ибо язык укрепляется от множества снедей. Всеми силами подвизайся противу сего мучителя, и бодрствуй неослабным вниманием, наблюдая за ним; ибо если ты хотя мало потрудишься, то и Господь тотчас поможет».

«Многаглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, слуга лжи, истребление сердечного умиления, расточение внимания, помрачение молитвы.

Благоразумное молчание есть матерь молитвы, воззвание из мысленного пленения, страж помыслов, враг дерзости, причащение разума. Познавший свои прегрешения имеет силу и над языком своим; а многоглаголивый еще не познал себя, как должно».

«Всякий человек, который любит себя выказывать, тщеславен. Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна, ибо он и то и другое делает для похвалы человеческой».

«Жалкое зрелище видел я в людях гневливых, бывающее в них от тайного возношения. Ибо разгневавшись, они опять гневались за то, что побеждались гневом. Я удивлялся, видя в них, как падение следовало за падением; и не мог без сострадания видеть, как они сами себе за грех отмщали грехом, и ужасаясь о коварстве бесов, я едва не отчаялся в своей жизни».

Сорок мучеников севастийских

В эпоху правления императоров Константина и Лициния в одном армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались исполнять приказ императора Лициния и принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Войны предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

Несколько дней воинов допрашивали и пытались уговорить отречься от Христа, но они остались непреклонны.

Сорок мучеников севастийских

Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я – христианин!» – и присоединился к мученикам. Стоя в воде он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.

Пресс-служба СПбПДА

Фотогалерея


Опубликовано 22.03.2015 | Просмотров: 571 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter