В Неделю 4-ю Святой Четыредесятницы владыка Амвросий совершил Литургию и диаконскую хиротонию

lit_john_klim_s

29-31 марта 2014 года в храмах Духовной академии прошли богослужения 4-ой Недели Великого поста, посвященной памяти преподобного Иоанна Лествичника.

В воскресенье, за Божественной литургией святителя Василия Великого в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова, архиепископ Петергофский рукоположил во диакона аспиранта Духовной академии.

Накануне владыка Амвросий в сослужении духовенства совершил всенощное бдение.

После пения тропарей на «Бог Господь» магистрант Духовной академии чтец Антон Молоток произнеспроповедь.

В храме Двенадцати апостолов богослужение возглавил священник Глеб Санюк.

В воскресенье перед началом Божественной литургии святителя Василия Великого владыка Амвросий возвел в иподиакона аспиранта Духовной академии чтеца Леонида Полякова.

За Литургией архиерею сослужили: архимандриты Софроний (Смук) и Григорий (Нанакудис); иеромонахи Геннадий (Поляков) и Афанасий (Букин); протодиакон Кирилл Журавлев; архидиакон Тимофей (Цисмалидис); диаконы Георгий Бойченко и Александр Хорошилов.

После Евхаристического канона архиепископ Амвросий хиротонисал иподиакона Леонида Полякова во диакона.

Во время причащения духовенства магистрант I курса Церковно-практического отделения чтец Роман Тулакин произнес проповедь.

По окончании Божественной литургии в своем архипастырском слове владыка поздравил молящихся с Воскресным днем и памятью преподобного Иоанна Лествичника, напомнив, что согласно «Лествице» преп. Иоанна главным принципом совершенствования в добродетельной жизни является постепенность, при которой каждая ступень духовного восхождения представляет исключительную важность: «невозможно стяжать совершенную любовь, если у человека нет смирения и других добродетелей. По словам преп. Иоанна Лествичника именно любовь является вершиной всех добродетелей, и пока мы дойдем до этой вершины, необходимо пройти не одну ступень, утвердиться в добрых навыках настолько, чтобы они стали нашим вторым «я», прежде, нежели мы достигнем совершенной любви».

Поздравляя с принятием священного сана новорукоположенного диакона Леонида и его супругу, выпускницу Регентского отделения Петербургской Духовной академии, владыка отметил, что это радостное событие не только для их семьи – «Малой Церкви», но также и для академии, и всей нашей Церкви.

Владыка напомнил о расписании богослужений в академическом храме и сообщил о предстоящем визите в Санкт-Петербургскую митрополию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

«На этой неделе Литургия Преждеосвященных Даров будет совершена трижды: по обычаю в среду и пятницу, а также в четверг, по случаю дня памяти преп. Марии Египетской. В среду вечером в 17:00 в академическом храме апостола Иоанна Богослова будет совершено богослужение с чтением всего Великого покаянного канона Преподобного Андрея Критского.

В этот же день, в среду, в Иоанновском женском ставропигиальном монастыре чтение канона преп. Андрея Критского совершит Святейший Патриарх Кирилл, а в четверг, в день памяти преп. Серафима Вырицкого, Предстоятель Русской Церкви будет совершать Божественную литургию в Покровском соборе г. Гатчины. Богослужение связано со 100-летием собора и с 65-летием преставления Преподобного Серафима Вырицкого.

В пятницу, накануне Субботы акафиста, в 17:00 будет совершена утреня с чтением акафиста Пресвятой Богородице».

Божественную литургию в храме Двенадцати апостолов совершил священник Глеб Санюк в сослужении иеромонахов Сергия (Иванова) и Виталия (Морозова), диаконов Германа Ранне, Евгения Миози, Владимира Первушина-фон-Дитц и Георгия Аладьина.

Преподобный Иоанн Лествичник. Путь к Небесным обителям.

В четвертую неделю Великого поста Святая Церковь празднует память великого подвижника благочестия — преподобного Иоанна Лествичника.

Святой Иоанн родился в XI веке в семье знатных константинопольских граждан Ксенофонта и Марии (впоследствии, родители преподобного Иоанна были прославлены в лике святых, их память празднуется 8 февраля). Для получения более полного и разностороннего образования родители отправили шестнадцатилетнего Иоанна и его брата Аркадия в город Бейрут. Но во время путешествия корабль, на котором плыли братья, потерпел крушение. Промыслом Вседержителя Иоанн и Аркадий были чудесным образом спасены от гибели и выброшены волнами на морской берег в разных местах.

Благодаря Бога за чудесное спасение и скорбя о потере брата, юный Иоанн решается оставить мир и приходит на Синайскую гору, чтобы полностью посвятить себя служению Богу. В двадцатилетнем возрасте он принимает иноческий постриг и почти двадцать лет подвизается под руководством аввы Мартирия. После смерти своего старца он удаляется в безмолвное место, называемое Фола, где в течении долгих сорока лет несет подвиг отшельника в строгом посте, непрестанной молитве, уединении и безмолвии. Отличительной чертой подвижничества святого Иоанна было то, что он не предпринимал каких-то особых внешних подвигов — таких как отказ от вкушения пищи, стояние на столпе или бессонные ночи. Многое время проводил в молитве и чтении душеспасительных книг. Во всей своей внешней жизни Иоанн старался действовать с осторожностью, не допуская крайностей, опасных для души. Но это нисколько не мешало ему в своей внутренней духовной жизни безгранично стремиться к Божественному Свету. Проникнутый безмерной любовью ко Господу он непрестанно пребывал в покаянном чувстве, сокрушаясь о своих грехах.

После сорока лет подвигов святой Иоанн сделался игуменом синайского монастыря, однако уже через четыре года он вновь удалился в уединение и мирно отошел ко Господу, ради Которого в раннем возрасте отказался от мира и встал на борьбу со своим падшим страстным естеством.

Святой Иоанн не только прошел путь от мирского жития к небесным обителям, но оставил нам бесценный дар — свой аскетический опыт, записанный в книге названной «Лествицей». Указанный образ символизирует постепенное восхождение падшего человеческого естества к своему Творцу. На различных ступенях «Лествицы», число которых — тридцать — равно числу земных лет Христа Спасителя перед выходом на проповедь, описывается борьба с различными страстями и пороками, которые подвижнику следует преодолеть. Вместе с этим, творения святого Иоанна руководят человека к воспитанию добродетелей, обязательных для христиан. На первой ступени «Лествицы» вставшему на путь спасения предлагается слово об отречении от мирского жития, последняя же высшая ступень рассказывает о союзе и действии в душе человека трех величайших христианских добродетелей веры, надежды и любви. Но та высота, к которой призывает нас «Лествица», не есть цель исключительно монашеского жития, всякий человек, желающий достичь небесного Царства должен пройти ее ступени.

Не случайно, именно в спасительное время Великого поста, святая Церковь отмечает память преподобного Иоанна. Для нас его святая жизнь, направленная, прежде всего, не на внешнее, но на внутреннее делание — действенный пример для подражания, в его творениях наиболее доступным нам образом подробно и ясно рассказывается о подвиге, который должны понести все христиане.

Жизнь христианина это трудный путь — путь непрестанного восхождения. Начало этого пути — решительный отказ от рабства миру, служения преходящим заботам и радостям земной жизни, устремленность к обретению подлинного бытия в единстве с Богом. Середина этого пути — слезное искреннее покаяние, жестокая брань против восстающих страстей падшего естества, подогреваемых действиями злых духов, единственная цель которых лишить человека вечного блаженства, всеми возможными способами сбросить его со спасительной лестницы. И наконец окончание, венец этого пути, его вершина — вечная, блаженная жизнь в любви и неизреченной радости, озаренная ослепительным сиянием Невечернего Божественного Света…

Из поучений преподобного Иоанна Лествичника о посте и молитве:

«Утесняй чрево воздержанием, и ты возможешь заградить себе уста; ибо язык укрепляется от множества снедей. Всеми силами подвизайся противу сего мучителя, и бодрствуй неослабным вниманием, наблюдая за ним; ибо если ты хотя мало потрудишься, то и Господь тотчас поможет».

«Многаглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, слуга лжи, истребление сердечного умиления, расточение внимания, помрачение молитвы.

Благоразумное молчание есть матерь молитвы, воззвание из мысленного пленения, страж помыслов, враг дерзости, причащение разума. Познавший свои прегрешения имеет силу и над языком своим; а многоглаголивый еще не познал себя, как должно».

«Всякий человек, который любит себя выказывать, тщеславен. Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна, ибо он и то и другое делает для похвалы человеческой».

«Жалкое зрелище видел я в людях гневливых, бывающее в них от тайного возношения. Ибо разгневавшись, они опять гневались за то, что побеждались гневом. Я удивлялся, видя в них, как падение следовало за падением; и не мог без сострадания видеть, как они сами себе за грех отмщали грехом, и ужасаясь о коварстве бесов, я едва не отчаялся в своей жизни».

Пресс-служба СПбПДА


Опубликовано 30.03.2014 | Просмотров: 186 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter