В киноклубе СПбПДА «Филадельфия» состоялся просмотр и обсуждение фильма

В КИНОКЛУБЕ СПБПДА «ФИЛАДЕЛЬФИЯ» СОСТОЯЛСЯ ПРОСМОТР И ОБСУЖДЕНИЕ ФИЛЬМА

16 октября 2011 г. в киноклубе СПбПДА «Филадельфия» состоялся просмотр и обсуждение фильма американского режиссера Терренса Малика «Дни жатвы» (1978 г.).

Фильм был выбран по результатам голосования участниками группы социальной сети ВКонтакте.

На просмотр и обсуждение фильма собралось более шестидесяти зрителей.

В КИНОКЛУБЕ СПБПДА «ФИЛАДЕЛЬФИЯ» СОСТОЯЛСЯ ПРОСМОТР И ОБСУЖДЕНИЕ ФИЛЬМА

Гостем киноклуба был преподаватель СПбПДА настоятель Благовещенского собора в Шлиссельбурге протоиерей Евгений Горячев.

В КИНОКЛУБЕ СПБПДА «ФИЛАДЕЛЬФИЯ» СОСТОЯЛСЯ ПРОСМОТР И ОБСУЖДЕНИЕ ФИЛЬМА

Обсуждение вел студент 2 курса семинарии Дионисий Адамия.

В КИНОКЛУБЕ СПБПДА «ФИЛАДЕЛЬФИЯ» СОСТОЯЛСЯ ПРОСМОТР И ОБСУЖДЕНИЕ ФИЛЬМА

В КИНОКЛУБЕ СПБПДА «ФИЛАДЕЛЬФИЯ» СОСТОЯЛСЯ ПРОСМОТР И ОБСУЖДЕНИЕ ФИЛЬМА
Рецензия на фильм Оксаны Карамайкиной, студентки факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета и студентки театроведческого факультета Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства
Два «маленьких», любящих друг друга человека, Билл (Ричард Гир) и Эбби (Брук Эдамс), брошены на произвол судьбы в этом мире, затеряны и предоставлены только самим себе и друг другу. Билл работает на заводе и в ссоре убивает своего начальника, после чего он вынужден бежать вместе с Эбби и своей сестрой Линдой.

В КИНОКЛУБЕ СПБПДА «ФИЛАДЕЛЬФИЯ» СОСТОЯЛСЯ ПРОСМОТР И ОБСУЖДЕНИЕ ФИЛЬМА

Повествование ведется от лица Линды, мир показан «глазами ребенка» (как и в последнем фильме режиссера — «Древо жизни», только там совсем маленький ребенок): в начале фильма девочка описывает ужасы, окружавшие их с братом в детстве, улицы, на которых люди умирали от боли и голода. Но мир с тех пор не сильно изменился, и тут же она рассказывает, как познакомилась с человеком, сказавшем, что вскоре всю планету охватит пламя, и только хорошие люди отправятся на Небеса.

 

Таким образом, в экспозиции фильма задаются все главные философские темы и библейские мотивы, проходящие через всё действие: тема больного, «болеющего» мира, тема катастрофы, охватившей человечество, и тема Страшного суда. Интересно и то, что девочка хочет стать «лекарем земли», который осматривал бы землю изнутри и, как можно предположить, излечил бы её от болезней. С другой стороны, в фильме есть разделение на гармоничный природный мир, поражающий своим великолепием и красотой, и сложный человеческий мир, полный противоречий, который и ставит под вопрос возможность рая на земле.

На поезде герои приезжают в село на заработки: они работают с утра до ночи — жнут пшеницу и всем говорят, что они брат и сестра для того, чтобы обезопасить себя от людского любопытства, порой разрушительно влияющего на личную привязанность.

 

Перед началом жатвы священники читают молитвы, освящая поле. Оба героя очень юные, — как говорят, совсем ещё дети, но эти дети потеряны, беспризорны, и их безрассудное увлечение друг другом на сборке урожая похоже на пир среди чумы. Но жатва закончилась, урожай собран… То преступление, на которое они пойдут, — вынужденный, продиктованный обстоятельствами жизни, загнавшей героев в тупик, неправильный ход: начинается зима, сбор урожая закончен, нужно придумать, что делать дальше, ведь «помощи ждать не от кого». Так случается, что хозяин фермы влюбляется в главную героиню, а Билл случайно слышит разговор хозяина с доктором, из которого узнает, что тот болен, и жить ему осталось недолго. Тогда Биллу и приходит в голову идея, чтобы Эбби вышла замуж за фермера, сказав, что он её брат и может жить вместе с ними. Сказано — сделано, нужно как-то выживать, спасать себя, вытаскивать «из грязи», и теперь все вместе они живут в доме хозяина. Через девочку, ведущую повествование, автор выражает своё сострадание к богатому, но больному фермеру, о котором даже некому позаботиться, — он так же беспризорен, как и главные герои, и в этом есть своя трогательность. И от этого ещё более страшен обман и злой умысел, на который сознательно идут герои.

Вместе с нарастающей подозрительностью хозяина, который начинает понимать, что Билл совсем не брат главной героине, и что Билл и Эбби любят друг друга, а его используют в своих целях, растет и ревность, и гнев, и всё вместе в итоге приводит к катастрофе, начавшейся с нашествия саранчи, из-за которого приходится сжечь всю пшеницу. Кульминация фильма происходит ночью, в самой темноте, подсвеченной разгорающимся пожаром, здесь мы наблюдаем полный крах всего, то самое пламя, охватившее землю, описанное девочкой в начале. Обман и ложь привели ко всеобщему несчастью, маленький человек, которого вернули на его исконное место, ещё больше затерялся в огромном неприютном мире. В чем же нравственный смысл фильма? Неужели человек должен смириться с уготованной ему участью и не пытаться идти против судьбы?

 

Сцена пожара, огонь выступают здесь как глашатаи, провозвестники рока, восходящего истоками к античной трагедии: человек, взбунтовавшийся, пошедший наперекор обстоятельствам, желающий поспорить с ними и пересилить их, терпит полное поражение. Билл убивает хозяина, тело которого находит управляющий фермой, — наверное, единственный в фильме герой, который по-настоящему любил фермера. Это уже второе убийство, совершенное Биллом, и герои опять вынуждены бежать. Вокруг них — вновь непонятный и чужой мир. Девочка размышляет о том, что в каждом человеке есть пол-ангела и полдьявола, и о том, что Эбби винит во всем только себя, и уже не заботясь о собственном счастье, хочет лишь искупить вину. В финале полиция убивает Билла… Эбби остается с Линдой, девочка поступает в балетную школу, и снова их мир изображен неоднозначно, многогранно, со множеством оттенков, в нем горе всегда шагает в ногу с радостью, счастье — с несчастьем, добро — со злом. Последние слова девочки посвящены её подруге, которой она желает счастья, желает найти хорошего парня, ведь жизнь продолжается.

На настоящий момент режиссер Терренс Малик снял всего пять фильмов, последний фильм «Древо жизни» вышел в 2011 году. «Дни жатвы» (1978) — второй фильм Терренса Малика после «Пустошей» (1973), фильма, в котором герои тоже идут наперекор всему и всем, бросают вызов окружающему миру. В «Пустошах» мы так же видели затерянных, «маленьких» людей, которые пытались вырваться из конформистского мира, диктующего свои законы. Получается, что оба фильма рассказывают о том, с каким трудом «прогибается» мир, и какой потом следует ответный удар после того, как его удалось хоть немного «прогнуть» под себя. На английском языке название этого фильма звучит как «Days of Heaven», что можно перевести как «Дни Небес» или «Райские дни», — краткий отрезок жизни, когда Эбби и Билл, а потом и фермер и Эбби, полюбившая его, были счастливы. Однако русские переводчики перевели название как «Дни жатвы», за этим названием можно прочитать и ветхозаветный Праздник жатвы, когда, собрав урожай, люди благодарили Бога за первые принесенные в этом году плоды. Этот праздник нес в себе также символическое значение: что посеет человек, то и пожнет, — не только в материальном мире, но и в духовном. И благие намерения приносят благие результаты, а обман и злой умысел приводят к несчастью. Всё сгорело, землю уже не излечить. Но можно ли излечить душу?

Пресс-служба СПбДА


Опубликовано 17.10.2011 | Просмотров: 152 | Печать
Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter