В канун праздника Похвалы Божией Матери в академическом храме совершена утреня с чтением Акафиста Пресвятой Богородице

Вечером 8 апреля 2011 года, в канун субботы 5-й седмицы Святой Четыредесятницы, называемой Субботой Акафиста, или праздником Похвалы Пресвятой Богородицы, епископ Гатчинский Амвросий совершил утреню с чтением Акафиста Божией Матери в академическом храме Иоанна Богослова.

Его Преосвященству сослужили иеромонахи Мефодий (Зинковский), Амвросий (Хородизис), Геннадий (Поляков), Серафим (Бубнов), священники Сергий Петров и Александр Кузнецов, диаконы Кирилл Журавлев, Глеб Санюк и Константин Мальцев, иеродиакон Николай (Дроздов).

На утрене был прочитан акафист Божией Матери. Согласно уставу, он читается в четыре приема, каждый раз по три икоса и три кондака, каждое чтение начинается и заключается пением кондака Взбранной Воеводе. На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма.
По академической традиции, разные части акафиста были прочитаны у почитаемых храмовых икон Божией Матери: «Знамения» Царскосельской и Казанской. В этот году к их числу добавилась икона Божией Матери Зимненская, которая находилась во время богослужения на аналое в центре храма.
Точная копия Зимненской иконы Божией Матери была подарена Санкт-Петербургской духовной академии в 2009 году, к празднованию 30-летнего юбилея регентского отделения СПбПДА, игуменией ставропигиального Зимненского Святогорского Успенского монастыря Стефаной (Бандура), выпускницей названного отделения 1985 года. По преданию, именно Зимненской иконой Божией Матери Патриарх Цареградский благословил святого равноапостольного князя Владимира на супружество с греческой царевной Анной.
Перед чтением 1-го часа проповедь произнес студент Ι курса богословского отделения академии Владимир Чебышев. Проповедник призвал не забывать о том, что «…только смиренного Господь всегда готов принять и сделать участником Своих благ». «Поэтому и нам, — по слову проповедника, — необходимо иметь в сердце пример Божией Матери, пример ее смирения и искреннего желания служить Богу».

08.04.2011_akafist_0016

08.04.2011_akafist_0029

08.04.2011_akafist_0040

08.04.2011_akafist_0054

Пресс-служба СПбПДА

Справка

Суббота 5-й седмицы называется субботой Акафиста, а сама служба получила название Похвалы Пресвятой Богородицы. В этот день на утрени читается акафист Божией Матери в память Ее заступничества и избавления Константинополя в эти дни поста от сарацин и скифов в 626 году.

Этот праздник установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии, когда Патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город.

Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил город Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист — греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни — риза и пояс Ее. Но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Акафист написан в VII веке, по мнению многих, диаконом великой Константинопольской Церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери. Русская Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.

Акафист читается и в другие дни; но в субботу пятой седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода.


Опубликовано 09.04.2011 | Просмотров: 88 | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter